Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






pg2013.ru / Указ


Приказ Госатомнадзора РФ от 26.12.2003 № 140
"Об утверждении и введении в действие Методических указаний по осуществлению надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций"
(вместе с "Методическими указаниями... РД 04-32-2003")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 18.12.2007 № 863

   ------------------------------------------------------------------

Методические указания, утвержденные данным документом, введены в действие с 1 марта 2004 года



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ НАДЗОР РОССИИ ПО ЯДЕРНОЙ
И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИКАЗ
от 26 декабря 2003 г. № 140

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА
ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ
И СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 1 марта 2004 г. прилагаемые Методические указания по осуществлению надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций (РД-04-32-2003).

Начальник
Госатомнадзора России
А.Б.МАЛЫШЕВ






Утверждены
Приказом Начальника
Госатомнадзора России
от 26 декабря 2003 г. № 140

Введены в действие
с 1 марта 2004 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ
И КОНСТРУИРОВАНИЕМ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ

РД-04-32-2003

I. Общие положения

1. Методические указания по осуществлению надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций (далее - Методические указания) определяют совокупность и последовательность действий инспекторского состава Госатомнадзора России по осуществлению государственного надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения атомных станций.
2. Методические указания разработаны в соответствии с Положением о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности и Положением об организации государственного надзора за безопасностью при использовании атомной энергии (РД-03-43-98).
3. Методические указания обязательны для должностных лиц и работников Госатомнадзора России, осуществляющих государственный надзор (далее - надзор) за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС.

II. Общие вопросы осуществления надзора за проектированием
и конструированием управляющих систем и систем
электроснабжения АС

4. При осуществлении надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС следует руководствоваться требованиями главы III РД-03-43-98.
5. Предметами надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС являются:
- соблюдение организациями законодательства Российской Федерации в части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС;
- соблюдение организациями требований федеральных, отраслевых и ведомственных норм и правил в части обеспечения качества выполняемых работ при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС;
- обеспечение организациями необходимого уровня квалификации специалистов, выполняющих проектные и конструкторские работы;
- выполнение организациями условий действия выданных им лицензий Госатомнадзора России на право осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
6. Правовой и нормативной базой осуществления надзора за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС являются:
- федеральные законы;
- указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
- Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности;
- федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии (далее - нормы и правила) и другие нормативные документы;
- условия действия лицензий, выдаваемых Госатомнадзором России на право выполнения работ по проектированию и конструированию оборудования и систем АС;
- руководящие документы Госатомнадзора России.
7. Межрегиональные территориальные округа Госатомнадзора России (далее - округа) должны систематически обобщать результаты надзорной деятельности и использовать их для планирования и проведения профилактической работы по предупреждению нарушений и отступлений от требований норм и правил при проектировании и конструировании управляющих систем и систем электроснабжения АС.
8. Надзор за проектированием и конструированием управляющих систем и систем электроснабжения АС осуществляют:
- округа;
- отделы по надзору и отделы инспекций округов.

III. Надзор за проектированием управляющих
систем и систем электроснабжения АС

9. Надзор осуществляется на всех стадиях и этапах проектирования управляющих систем и систем электроснабжения АС.
10. При оценке соответствия проекта системы и/или подсистемы требованиям норм и правил необходимо проверять следующие вопросы:
а) соответствие выполненного проекта техническому заданию на разработку управляющей системы или системы электроснабжения АС, подсистемы и отдельных комплексов систем;
б) выполнение требований по обеспечению безопасности АС в технических заданиях на разработку технических, программно-технических, программных средств и оборудования, входящих в систему/подсистему;
в) наличие и эффективность функционирования программы обеспечения качества проектирования;
г) другие вопросы соблюдения требований безопасности, входящие в компетенцию Госатомнадзора России. При этом особое внимание следует обращать на системы, комплексы и оборудование, отказы которых могут являться исходными событиями аварий, и на оборудование систем безопасности.
11. При оценке соответствия рабочей документации системы и/или подсистемы требованиям норм и правил необходимо проверять следующие вопросы:
а) соответствие рабочей документации на рассматриваемые системы, отдельные составные части этих систем и оборудование для них (включая технические условия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы, важные для безопасности) утвержденному проекту;
б) правильность внесения изменений в проектную документацию управляющей системы и системы электроснабжения и оформления извещений об изменении документации.
12. Программы целевых инспекций могут включать в себя проверку:
а) наличия в организации лицензии Госатомнадзора России на проектирование атомных станций в части управляющей системы и системы электроснабжения;
б) выполнения условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид деятельности, а также предписаний, ранее выданных Госатомнадзором России и его округом;
в) организации системы разработки, учета, хранения и обращения проектной документации на бумажных, магнитных и иных носителях информации;
г) обеспеченности НД, сопровождения и корректировки перечня НД и учтенных экземпляров НД;
д) эффективности функционирования программы обеспечения качества проектирования;
е) организации системы обучения и проверки знаний норм, правил и инструкций специалистов, участвующих в разработке проектной документации;
других вопросов, предусмотренных п. 29 РД-03-43-98.

III.1. Особенности надзора за разработкой
(проектированием) программных средств управляющих
систем АС

13. Задачей надзора за разработкой (проектированием) программных средств управляющих систем АС является выяснение, как в программных средствах реализуются основные принципы безопасности при использовании атомной энергии.
14. Надзор осуществляется на этапах жизненного цикла ПС, в том числе на следующих этапах:
- спецификация требований к ПС;
- разработка и программирование ПС (рабочее проектирование);
- интеграция ПС в вычислительную систему управления;
- комплексные испытания и сдача в эксплуатацию.
15. Методика надзора заключается в оценке соответствия проектных решений при разработке ПС требованиям норм и правил, которая организуется в соответствии с требованиями РД-03-13-99.
16. Разработчиком документации на ПС должна быть представлена информация по типам ПС, используемым в управляющей системе, в том числе по:
- вновь разрабатываемым ПС специально для применения на АС;
- ранее разработанным ПС общепромышленного применения.
17. В состав документации на ранее разработанные (приобретенные) ПС должны входить:
- документация о пригодности ПС;
- документация по оценке качества ПС;
- документация по оценке эксплуатационного опыта применения (референтность) ПС;
- документация по интеграции в систему и обслуживанию ПС.
18. Должна быть проведена оценка документации по функциональной классификации ПС в соответствии с классом безопасности управляющей (вычислительной) системы, в которую интегрируется ПС.
19. По документации на испытания ПС, интегрированных в вычислительные системы управляющих систем, должна проводиться оценка, в том числе:
- программ и методик испытаний ПС;
- программ и методик предварительных, приемо-сдаточных и приемочных (квалификационных) испытаний ПС, интегрированных в вычислительную систему.
Документация по подтверждению возможности применения ранее разработанных ПС должна соответствовать функциональным, эксплуатационным и архитектурным требованиям спецификации.

IV. Надзор за конструированием оборудования

20. В рамках осуществления надзора за конструированием оборудования управляющих систем и систем электроснабжения АС проводятся:
а) инспекции деятельности предприятия по конструированию оборудования;
б) контроль за эффективностью функционирования программы обеспечения качества конструирования;
в) оценка соответствия конструкторской документации на оборудование (включая технические условия на оборудование и приборы, входящие в системы безопасности и системы, важные для безопасности) утвержденному техническому заданию;
г) инспекции разрабатываемой конструкторской документации (РД-03-48-99);
д) рассмотрение и оценка КД на соответствие требованиям норм и правил (раздел 4 ОПБ 88/97).
21. Инспекции документации проводятся в рамках сопровождения выданных Госатомнадзором России лицензий. Объем (программа) инспекций определяется с учетом вида проводимой инспекции (целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации об уровне обеспечения качества и надежности разрабатываемой продукции.
22. Инспекции деятельности по конструированию программно-технических, технических средств и оборудования проводятся с целью проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензии и оценки вопросов обеспечения качества и надежности конструируемого оборудования.
Рабочая программа инспекции должна включать следующие вопросы, подлежащие проверке:
а) выполнение условий действия лицензии Госатомнадзора России на рассматриваемый вид деятельности, а также предписаний, ранее выданных округом;
б) выполнение (и документальное оформление) требований, предусмотренных Условиями поставки импортного оборудования, изделий, материалов и комплектующих для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Российской Федерации (РД-03-36-2002);
в) полнота, достаточность и достоверность информации, представляемой организацией в Госатомнадзор России в соответствии с условиями действия лицензии;
г) функционирование системы обеспечения качества при конструировании программно-технических, технических средств и оборудования;
д) наличие, полнота и обновляемость перечня нормативной и технической документации, требования которой учитываются при конструировании оборудования;
е) организация разработки, утверждения, введения в действие, внесения изменений в конструкторскую документацию на всех этапах разработки, включая информацию о системе учетной и отчетной документации;
ж) техническое и программное оснащение организации, верификация и аттестация программных средств;
з) организация взаимодействия с производственным участком организации и организациями, использующими разрабатываемую конструкторскую документацию, для выявления, учета и анализа недостатков этой документации, а также принятия мер по их устранению;
и) организация сбора информации об отказах и дефектах конструируемого оборудования и проведения ее анализа с целью принятия своевременных мер по обеспечению качества оборудования.
Перечень вопросов уточняется в зависимости от конкретных условий деятельности организации и цели проводимой инспекции.
23. Инспекции квалификации работников организации, участвующих в разработке оборудования, включают проверку:
а) соответствия организации подбора, подготовки, допуска к работам и повышения квалификации указанной категории работников установленным требованиям;
б) наличия в организации Положения о проверке знаний НД по безопасности;
в) укомплектованности организации квалифицированными работниками, уровня их образования, квалификации, прохождения специальной подготовки (стажировки).
24. Рассмотрение и оценка разрабатываемой конструкторской документации в ходе целевых или оперативных инспекций на всех этапах конструирования оборудования могут проводиться как на территории организации (непосредственно в ходе инспекции), так и на рабочем месте инспектора.
25. Перечень представляемой на инспекцию конструкторской документации и документов, обосновывающих выполнение требований норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования, для каждой стадии конструирования утверждается руководителем округа.
Документация для проведения инспекции организацией представляется в округ по графику, согласованному руководителем подразделения Госатомнадзора России, осуществляющего надзор за конструированием оборудования.
26. При рассмотрении и оценке конструкторской документации соответствующее подразделение Госатомнадзора России должно получать от организации и анализировать следующую информацию:
а) количество и характер замечаний к конструкторской документации от изготовителей конструируемого оборудования (в случаях, когда разработчик и изготовитель разные юридические лица);
б) рекламации от эксплуатирующих организаций и потребителей на конструируемое оборудование, включая информацию об отказах и дефектах (в случаях, когда разработчик и изготовитель одно юридическое лицо);
в) комплекс мер, принятый предприятием по предупреждению вышеуказанных рекламаций и замечаний.
27. Целью рассмотрения конструкторской документации является оценка:
а) соответствия конструируемых программно-технических средств и комплексов, технических средств и оборудования требованиям норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежности оборудования;
б) достаточности представленных расчетных и экспериментальных обоснований показателей качества и надежности оборудования и необходимости проведения дополнительных обоснований;
в) способности оборудования выполнять свои функции в установленном проектом объеме с учетом воздействия природных явлений, внешних техногенных событий и прочих воздействий;
г) соответствия моделирования испытаний образцов оборудования условиям его эксплуатации.
28. Рассмотрение конструкторской документации включает проверку:
а) соответствия конструкторских решений утвержденному техническому заданию на разработку (конструирование) оборудования;
б) соответствия конструкторской документации (в том числе программ и методик испытаний) требованиям норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов, устанавливающих требования к конструкции, параметрам, качеству и надежности оборудования;
в) полноты проведенных испытаний опытных (головных) образцов оборудования и наличия протоколов испытаний;
г) наличия сертификатов соответствия и происхождения для импортных комплектующих изделий с одновременным сопоставлением требований зарубежных (на которые выданы сертификаты) и аналогичных отечественных стандартов;
д) соответствия параметров конструируемого оборудования (по результатам испытаний) утвержденным техническим условиям на изготовление оборудования;
е) правильности внесения изменений в конструкторскую документацию и оформления извещений об изменении документации.
29. Результаты проведенной оценки конструкторской документации отражаются в актах (при проведении оперативных инспекций - в соответствующем журнале). Кроме того, при выявлении нарушений норм и правил должны выдаваться в установленном порядке предписания об устранении этих нарушений.






Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ
СОКРАЩЕНИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ

АС - атомная станция.
АСУ ТП - автоматизированная управляющая система технологическим процессом.
ВВФ - внешние воздействующие факторы.
КД - конструкторская документация.
НД - нормативные документы.
ПС - программное средство.
ПО - программное обеспечение.
ПОК - программа обеспечения качества.
ПТС - программно-техническое средство.
ПТК - программно-технический комплекс.
РД - рабочая документация.
ТС - техническое средство.
ТЗ - техническое задание.
ТУ - технические условия.
ТД - технологическая документация.
УС - управляющая система.
ЭМС - совместимость электромагнитная.






Приложение 2

ОБЪЕКТЫ НАДЗОРА НА ЭТАПАХ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И КОНСТРУИРОВАНИЯ УПРАВЛЯЮЩИХ СИСТЕМ И СИСТЕМ
ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ АС

1. Объектами надзора на этапах проектирования в рамках настоящих Методических указаний являются:
1.1. Управляющие системы АС, в том числе:
- автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП);
- управляющие системы нормальной эксплуатации, важные для безопасности;
- управляющие системы безопасности;
- системы управления и защиты установок и агрегатов;
- системы контроля:
технологических параметров;
параметров внешних воздействующих факторов (метеорологические параметры, сейсмическая обстановка и т.д.);
состояния окружающей среды (радиационный контроль);
- системы диагностики технологического оборудования и строительных конструкций, важных для безопасности.
1.2. Системы электроснабжения АС (СЭ) в составе:
- системы выдачи мощности;
- системы выработки электроэнергии (главная схема блока);
- системы электроснабжения собственных нужд блока нормальной эксплуатации;
- системы надежного питания собственных нужд блока нормальной эксплуатации;
- системы аварийного электроснабжения (САЭ).
2. Объектами надзора на этапах конструирования в рамках настоящих Методических указаний являются:
2.1. Входящие в управляющие системы АС:
- программно-технические комплексы (ПТК);
- программно-технические средства (ПТС);
- средства вычислительной техники (СВТ);
- программные средства (ПС);
- технические средства (ТС);
- первичные преобразователи (датчики);
- средства оперативно-диспетчерского управления (ОДУ);
- кабельные изделия;
- коммутационная и соединительная аппаратура;
- щитовые и пультовые изделия;
- импульсные трубные проводки;
- запорная арматура, отборные устройства и другое оборудование КИПиА;
- сервоприводы, исполнительные механизмы и другие исполнительные органы;
- электрические герметичные проходки и другое оборудование, средства и материалы.
2.2. Входящие в системы электроснабжения АС:
- электрические генераторы;
- электрические двигатели низкого (0,4 - 0,6 кВ) и среднего (6,0 - 10 кВ) напряжения;
- трансформаторы и реакторы преобразовательные низкого, среднего и высокого напряжения;
- комплектные распределительные устройства (КРУ) низкого (0,4 - 0,6 кВ) и среднего (6,0 - 10 кВ) напряжения;
- выключатели силовые переменного тока и постоянного тока, выключатели автоматические переменного и постоянного тока;
- электромеханические контакторы и пускатели;
- дизель-электрические генераторы;
- агрегаты и источники бесперебойного питания (АБП);
- статические полупроводниковые преобразователи;
- аккумуляторные батареи;
- выпрямительно-зарядные устройства;
- первичные преобразователи (датчики);
- средства оперативно-диспетчерского управления (ОДУ);
- кабельные изделия;
- шинопроводы;
- коммутационная и соединительная аппаратура;
- щитовые и пультовые изделия;
- электрические герметичные проходки и другое оборудование, средства и материалы.


   ---------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru