| |
pg2013.ru / Положение
"РД 52.04.567-2003. Руководящий документ. Положение о государственной наблюдательной сети"
(утв. Росгидрометом)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утверждено
Федеральной службой
России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды
Дата введения -
1 июля 2003 года
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СЕТИ
РД 52.04.567-2003
Предисловие
1. Разработан Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова (ГГО).
2. Разработчики В.И. Кондратюк (руководитель разработки), Т.П. Грибова, Т.П. Светлова, А.В. Павлов (ГГО); Н.А. Зайцева (ЦАО); Н.Н. Бобровицкая, О.Б. Воскресенский (ГТИ); В.А. Романцов (ААНИИ); А.Д. Пасечнюк, В.М. Мокиевский (ВНИИСХМ); С.В. Победоносцев, А.Н. Коршенко (ГОИН); В.В. Шлычкова (ГХИ); В.А. Сурнин (НПО "Тайфун").
3. Внесен Управлением работ федерального назначения в области гидрометеорологии, государственной наблюдательной сети, Арктики и Антарктики (УРСА) Росгидромета.
4. Утвержден Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).
5. Зарегистрирован Центральным конструкторским бюро гидрометеорологического приборостроения (ЦКБ ГМП) за № 52.04.567-2003.
6. Взамен РД 52.04.567-96. Положение о наземной сети наблюдений Росгидромета. РД 52.04.107-86. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып. 1, в части разделов 2 и 3.
1. Область применения
Настоящее положение устанавливает организационные основы построения государственной наблюдательной сети, ее структуру и порядок открытия, переноса и закрытия наблюдательных подразделений.
Настоящее положение предназначено для специалистов специально уполномоченного органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (Росгидромета), его территориальных органов, организаций наблюдательной сети, научно-исследовательских учреждений (НИУ) при решении вопросов формирования и функционирования государственной наблюдательной сети.
2. Нормативные ссылки
В настоящем положении использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ 17.1.3.08-82. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества морских вод.
ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов.
3. Определения и сокращения
В настоящем положении применяются определения, содержащиеся в Законе "О гидрометеорологической службе", других законах Российской Федерации и руководящих документах Росгидромета, с незначительными уточнениями, необходимыми для понимания вопросов, касающихся наблюдательной сети.
Глобальная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть, обеспечивающая получение характеристик гидрометеорологических явлений и процессов, происходящих в крупном или планетарном масштабах, для глобальных потребностей.
Глобальная система наблюдений за климатом (ГСНК) - наблюдательная сеть, предназначенная для мониторинга климата, обнаружения его изменений в глобальном масштабе и для других специальных потребностей.
Государственная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.
Дополнительная наблюдательная сеть - часть государственной наблюдательной сети, предназначенная для учета местных особенностей климатообразующих и других природных факторов и освещения характерных особенностей проявления этих факторов как отличия от фоновых значений.
Информационная продукция - полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации.
Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении - сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения.
Мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения.
Наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей природной среде, определения ее гидрометеорологических, агрометеорологических и гелиогеофизических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства.
Наблюдательное подразделение - структурная единица организации наблюдательной сети, непосредственно выполняющая наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением в одном или нескольких закрепленных стационарных или подвижных пунктах наблюдений, также выполняющая первичную обработку результатов наблюдений и передачу их по утвержденной схеме.
Опасное гидрометеорологическое явление (ОЯ) - гидрометеорологическое или гелиогеофизическое явление, которое по своему значению, интенсивности, продолжительности представляет угрозу безопасности людей, а также может нанести значительный ущерб различным отраслям экономики и населению.
Оперативная информация - информация о фактическом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, получаемая в установленные сроки и передаваемая по утвержденной схеме в максимально короткое время с момента ее получения.
Организация наблюдательной сети (ОНС) - некоммерческая с правом юридического лица организация Росгидромета, выполняющая оперативно-производственные (производство наблюдений за гидрометеорологическими процессами и загрязнением окружающей природной среды, сбор, обработку и передачу информации, техническое и сервисное обслуживание средств измерений, обеспечение потребителей информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении) и специальные (исполнительные, контрольные) функции в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на территории своей деятельности.
Основная наблюдательная сеть - часть государственной наблюдательной сети, репрезентативная относительно общего фона климатообразующих и других природных факторов, обеспечивающая необходимую точность получения фоновых значений гидрометеорологических величин для любой точки территории между пунктами наблюдений.
Подвижной пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (далее - подвижной пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.
Региональная опорная синоптическая сеть (РОСС) - сеть, состоящая из приземных метеорологических и аэрологических станций в пределах региона Всемирной метеорологической организации (ВМО) с установленными программами наблюдений, минимальная с точки зрения потребностей региона и позволяющая странам-членам выполнять их обязанности в рамках Всемирной службы погоды и в областях применения метеорологии.
Реперная (вековая, опорная) сеть пунктов наблюдений - совокупность реперных (вековых, в том числе разрезов в морях и океанах, опорных) пунктов наблюдений для изучения многолетних тенденций изменения климата, агрометеорологического, гидрологического и гидрохимического режима водных объектов суши, морей и океанов, в том числе геофизических процессов, состояния загрязнения окружающей природный среды под влиянием изменений климатических условий и хозяйственной деятельности.
Реперный (вековой, в том числе разрез в море или океане, опорный) пункт наблюдений - стационарный пункт с непрерывным и неограниченно длительным во времени рядом наблюдений, обеспечивающий получение репрезентативных данных из районов большой протяженности.
Стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения. К стационарным пунктам наблюдений относят также специально отведенный земельный участок или выделенную часть акватории без установленных на них приборов и оборудования, где проводятся регулярные определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения по отдельным видам наблюдений.
Филиал организации наблюдательной сети - обособленное подразделение организации наблюдательной сети, расположенное вне места ее нахождения и осуществляющее часть ее функций.
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смету.
АМСГ - авиаметеорологическая станция (гражданская);
АМЦ - авиаметеорологический центр;
АППИ - автономный пункт приема спутниковой информации;
ГМБ - гидрометеорологическое бюро;
ГМО - гидрометеорологическая обсерватория;
ГМЦ - гидрометеорологический центр;
ГСНК - глобальная система наблюдений за климатом;
ГСНО - глобальная система наблюдений за океанами;
ГСНС - глобальная система наблюдений за сушей;
НИУ - научно-исследовательское учреждение;
ОГМС - объединенная гидрометеорологическая станция;
ОК - остаточное количество (пестицидов);
ОНС - организация наблюдательной сети;
ОЯ - опасное гидрометеорологическое явление;
ПДК - предельно допустимая концентрация;
ПНЗ - пункт наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха;
РОКС - региональная опорная климатическая сеть;
РОСС - региональная опорная синоптическая сеть;
СГМС - судовая гидрометеорологическая станция;
ТПП - токсические вещества промышленного происхождения;
УГМС - межрегиональное территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
ЦГМС - центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
ЦГМС-Р - центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями.
4. Общие положения
4.1. Государственная наблюдательная сеть согласно возложенным на нее задачам [1] осуществляет:
- проведение регулярных метеорологических, аэрологических, гидрологических, морских гидрометеорологических, агрометеорологических, специальных гидрометеорологических, геофизических и гелиогеофизических наблюдений, а также наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, поверхностных вод суши и морской среды, атмосферных осадков, снежного покрова, включая радиоактивное загрязнение;
- выполнение наблюдений за опасными гидрометеорологическими, гелиогеофизическими явлениями (ОЯ), высокими и экстремально высокими уровнями загрязнения окружающей природной среды;
- выполнение первичной обработки результатов всех наблюдений (в том числе анализ проб объектов природной среды);
- передачу в установленном порядке оперативной информации о фактическом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, информации об ОЯ, распространение информации общего назначения в соответствии с утвержденным планом и схемой обеспечения;
- обеспечение в установленном порядке органов государственной власти, отраслей экономики, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, прогнозами и предупреждениями, получаемыми от прогностических органов Росгидромета.
4.2. Государственная наблюдательная сеть является также базой экспериментальных наблюдений, опытной эксплуатации новых средств измерений, апробации новых методик выполнения измерений (наблюдений), проведения производственной практики студентов вузов и учащихся средних специальных учебных заведений.
4.3. Объекты государственной наблюдательной сети, находящиеся в федеральной собственности, обеспечивающие единство технологического процесса проведения наблюдений и подготовки информации, в соответствии с [2] приватизации не подлежат.
5. Организационные основы построения
государственной наблюдательной сети
5.1. Основу государственной наблюдательной сети составляют стационарные и подвижные пункты наблюдений, в которых выполняются наблюдения одного или нескольких видов по утвержденным программам.
Государственная наблюдательная сеть подразделяется на гидрометеорологическую и сеть наблюдений за уровнем загрязнения окружающей природной среды.
5.2. В состав гидрометеорологической сети входят следующие наблюдательные сети (по видам наблюдений):
- авиаметеорологическая;
- агрометеорологическая;
- актинометрическая;
- аэрологическая (радиозондирование);
- воднобалансовая;
- гелиогеофизическая;
- гидрологическая на болотах;
- гидрологическая на реках и каналах;
- гидрометеорологическая на озерах и водохранилищах;
- гляциологическая;
- ионосферная;
- магнитная;
- метеорологическая;
- метеорологическая радиолокационная (МРЛ);
- морская гидрометеорологическая (в прибрежной зоне, в том числе в устьях рек, и в открытой части морей и океанов, включая морскую судовую и экспедиционную сети);
- селестоковая;
- снеголавинная;
- озонометрическая;
- теплобалансовая.
Кроме того, к гидрометеорологической сети относятся также наблюдательные сети:
- за атмосферным электричеством;
- за испарением с поверхности воды, почвы, снега.
Из перечисленных видов наблюдений актинометрические, ионосферные, магнитные, озонометрические, теплобалансовые и наблюдения за атмосферным электричеством относятся к группе геофизических наблюдений; агрометеорологические, воднобалансовые, гелиогеофизические, гидрологические на болотах, гидрометеорологические на озерах и водохранилищах, гляциологические, морские гидрометеорологические в устьях рек, селестоковые, снеголавинные - к группе специальных наблюдений.
5.3. В состав сети наблюдений за уровнем загрязнения окружающей природной среды входят следующие наблюдательные сети:
- за уровнем загрязнения атмосферного воздуха;
- за уровнем загрязнения морских вод и донных отложений;
- за уровнем загрязнения поверхностных водных объектов по гидробиологическим показателям;
- за уровнем загрязнения поверхностных вод суши;
- за уровнем загрязнения почвы;
- за уровнем радиоактивного загрязнения природной среды;
- за уровнем загрязнения снежного покрова;
- за фоновым состоянием окружающей природной среды (на специализированных фоновых станциях) и трансграничным переносом загрязняющих веществ;
- за химическим составом осадков.
5.4. В соответствии с [3] одними из участников деятельности гидрометеорологической службы являются организации наблюдательной сети (ОНС). В системе Росгидромета они являются основным организационным звеном государственной наблюдательной сети. К ОНС относятся: центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями (ЦГМС-Р), центры по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС) и другие организации с правом юридического лица, которые для выполнения уставных функций создают на территории своей деятельности филиалы [4].
К филиалам относятся гидрометеорологические обсерватории (ГМО) и ЦГМС без права юридического лица, гидрометеорологические бюро (ГМБ), станции, посты, оперативные группы, лаборатории, экспедиционные отряды, гидрографические и снеголавинные партии и др. Из них станции, посты, оперативные группы, лаборатории, гидрографические и снеголавинные партии, экспедиционные отряды являются наблюдательными подразделениями ОНС.
5.5. Наблюдательное подразделение может содержать как стационарные, так и подвижные пункты наблюдений и выполнять наблюдения одного или нескольких видов в одном или нескольких стационарных пунктах.
5.6. В своей деятельности наблюдательное подразделение руководствуется документами Росгидромета, регламентирующими требования к методикам производства наблюдений (выполнения измерений) и работ, средствам измерений и установкам, обработке и обобщению результатов наблюдений, а также документами о порядке передачи информации по каналам связи, обеспечения потребителей гидрометеорологической информацией, в том числе информацией об ОЯ [5 - 7].
5.7. В соответствии с установленными Росгидрометом нормативами [5, 8] каждое наблюдательное подразделение обеспечивается кадрами соответствующей квалификации, средствами измерений, оборудованием и другими техническими средствами, служебными и служебно-жилыми зданиями (помещениями), средствами связи и транспорта, энерго- и теплоснабжения, производственными сооружениями, устройствами и установками, плавсредствами (при необходимости), спецодеждой, обувью, индивидуальными средствами защиты, хозяйственным инвентарем и инструментами, расходными и бланковыми материалами, производственно-технической литературой, оргтехникой и компьютерами.
5.8. Каждому наблюдательному подразделению государственной наблюдательной сети органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления предоставляется земельный участок или акватория для организации и функционирования стационарных пунктов наблюдений [3]. Оптимальный размер земельных участков в соответствии с рекомендациями ВМО [9] составляет: для пунктов метеорологических наблюдений - 1 га, гидрологических наблюдений - 0,4 га, аэрологических (радиозондирование) наблюдений - 4 га.
Реальный размер выделяемых наблюдательным подразделениям земельных участков устанавливается в зависимости от требований к проводимым наблюдениям и работам с учетом местных возможностей, в том числе в зависимости от рельефа местности и других условий, с учетом положений [10 - 12].
5.9. Документы, выдаваемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления наблюдательному подразделению, определяются Федеральным законом [13] и включают:
- решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления о выделении земельного участка;
- свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок;
- план земельного участка, удостоверенный органом, ответственным за проведение кадастровых работ.
Подлинники документов на землепользование хранятся в межрегиональном территориальном управлении по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС), копии их - в ЦГМС-Р, ЦГМС и наблюдательных подразделениях.
5.10. В целях получения достоверной информации о состоянии и загрязнении окружающей природной среды в соответствии с [14] вокруг стационарных пунктов наблюдений устанавливается охранная зона в виде участка земли и/или части акватории, ограниченная замкнутой линией, отстоящей от границ территории пункта наблюдений на расстоянии, как правило, не менее 200 м. В пределах охранных зон стационарных пунктов наблюдений устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность [14, 15].
Охранные зоны пунктов наблюдений авиаметеорологической станции гражданской (АМСГ) и авиаметеорологического центра (АМЦ) устанавливаются с соблюдением принятых норм и требований для метеорологической сети и документально оформляются в виде договора между УГМС (ЦГМС-Р, ЦГМС) и авиапредприятием.
5.11. Выделенный земельный участок и охранная зона пункта наблюдений обозначаются на Генеральном плане населенного пункта и закрепляются (огораживаются) на местности. Описание границ охранной зоны хранится в "Техническом деле" наблюдательного подразделения.
5.12. Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства [3].
Земельные участки (акватории) реперных и вековых пунктов наблюдений изыматься не могут [16, 17].
5.13. Земельные участки, закрепленные за наблюдательными подразделениями, могут изыматься для государственных нужд и только в исключительных случаях при согласовании с Росгидрометом. При этом перенос пункта наблюдений и строительство служебного (служебно-жилого) здания осуществляются силами и за счет средств юридического лица, для которого изымается земельный участок, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5.14. В соответствии с Федеральным законом [18] ОНС Росгидромета освобождаются от уплаты налога за землю, отведенную под стационарные пункты наблюдений.
6. Категории государственной наблюдательной сети,
статус и разряд наблюдательного подразделения
6.1. Категории государственной наблюдательной сети
6.1.1. Государственная наблюдательная сеть по уровню решаемых задач, масштабам обобщения и использования информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении делится на две категории: основную и дополнительную.
6.1.2. Основная наблюдательная сеть представляет собой минимально необходимую с точки зрения научной, хозяйственной и экономической целесообразности сеть, предназначенную для изучения режима и состояния окружающей природной среды, ее загрязнения, гидрометеорологического обеспечения страны в целом или крупных ее регионов.
6.1.3. Дополнительная наблюдательная сеть предназначена для решения локальных задач по учету специфичных гидрометеорологических условий и для изучения состояния окружающей природной среды, ее загрязнения в особых физико-географических и климатических районах.
6.1.4. Деление на категории распространяется только на метеорологическую, авиаметеорологическую, агрометеорологическую, гидрологическую на реках и каналах, гидрометеорологическую на озерах и водохранилищах, морскую гидрометеорологическую (в прибрежной зоне, в том числе в устьях рек и в открытой части морей и океанов) сети, а также на сети наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха и поверхностных вод суши.
6.1.5. Не делятся на категории по причине малочисленности пунктов наблюдений актинометрическая, теплобалансовая, аэрологическая, метеорологическая радиолокационная, озонометрическая, магнитная, ионосферная, воднобалансовая, гидрологическая на болотах, снеголавинная, селестоковая, гелиогеофизическая, гляциологическая, морская судовая и экспедиционная сети, а также сети наблюдений за уровнем загрязнения поверхностных водных объектов по гидробиологическим показателям, за атмосферным электричеством, испарением с поверхности воды, почвы и снега, фоновым состоянием окружающей природной среды на специализированных фоновых станциях и трансграничным переносом загрязняющих веществ, химическим составом осадков, уровнем радиоактивного загрязнения природной среды, уровнем загрязнения морских вод и донных отложений, почвы и снежного покрова. Перечисленные наблюдательные сети целиком относятся к категории "основная" наблюдательная сеть.
6.1.6. Решение об отнесении пунктов наблюдений функционирующих наблюдательных сетей к категории "основная" или "дополнительная" принимают головные НИУ по согласованию с УГМС.
6.2. Статус пункта наблюдений и наблюдательного подразделения
6.2.1. Из состава основной наблюдательной сети выбираются пункты, отвечающие требованиям ВМО для изучения процессов, происходящих в крупном и планетарном масштабах. Им присваивается статус "реперный" ("вековой", в том числе разрез в море или океане, "опорный"). Совокупность реперных пунктов конкретного вида наблюдений образует реперную климатическую, гидрологическую (речную или озерную), агрометеорологическую, морскую гидрометеорологическую в прибрежной зоне (береговую) сети, сеть вековых разрезов в морях и океанах, сеть опорных пунктов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, уровнем загрязнения поверхностных вод суши [16, 17].
Реперные пункты из состава наблюдательных сетей, которые не делятся на категории, не выбираются.
6.2.2. Статус наблюдательного подразделения, содержащего пункты наблюдений различных видов, устанавливает Росгидромет по представлению УГМС.
6.2.3. По условиям функционирования и жизнеобеспечения выделяют труднодоступные наблюдательные подразделения, расположенные в сложных физико-географических и в суровых климатических условиях таежной, пустынной, высокогорной и полярной зон либо на необжитых островах или полуостровах [5].
К ним относят также станции и посты, расположенные в населенных пунктах или вдали от них, с которыми отсутствует не только регулярное транспортное сообщение, но и регулярная почтовая связь, и в районе расположения которых нет медицинских и школьных учреждений, центрального энергоснабжения, отсутствуют торговые предприятия.
6.2.4. Наблюдательные подразделения, входящие в основную наблюдательную сеть, как правило, являются корреспондентами Гидрометцентра России. В отдельных случаях в число корреспондентов Гидрометцентра России могут включаться наблюдательные подразделения, входящие в дополнительную наблюдательную сеть.
6.2.5. Из числа наблюдательных подразделений основной сети выделяют подразделения, информация которых используется для международного обмена в рамках:
- глобальных систем наблюдений за климатом (ГСНК), океанами (ГСНО) и сушей (ГСНС);
- глобальной системы мониторинга окружающей среды;
- региональных опорных синоптической (РОСС) и климатической (РОКС) сетей;
- всемирных программ различных направлений;
- публикации данных в режимно-справочных изданиях.
Информация одного и того же наблюдательного подразделения может одновременно использоваться во всех перечисленных видах международного обмена [9]. При формировании перечня наблюдательных подразделений, информация которых подлежит международному обмену, предпочтение отдается тем, в состав которых входят реперные пункты наблюдений, равномерно расположенные на территории Российской Федерации.
6.2.6. В ГСНК включают только наблюдательные метеорологические подразделения, выполняющие наблюдения в 8 единых сроков [19].
6.3. Разряд и вид наблюдательного подразделения
6.3.1. Программа наблюдений и объем выполняемых работ в наблюдательных подразделениях сетей, перечисленных в 6.1.4, дифференцируются по разрядам, для сетей наблюдений за уровнем загрязнения окружающей природной среды - по категориям.
Наблюдательным подразделениям сетей, перечисленных в 6.1.5, разряды не присваиваются [5].
6.3.2. Разряд и наименование (вид) наблюдательного подразделения [5], в программу работ которого входит несколько видов наблюдений, определяются по наибольшему разряду одного из них.
6.3.3. Наблюдательному подразделению, в состав которого наряду с другими входит какой-то один из пунктов наблюдений аэрологической или специальных сетей [5], разряд не присваивается, а вид наблюдательного подразделения определяется по названию этой специальной сети.
6.3.4. Наблюдательное подразделение, осуществляющее комплекс наблюдений за состоянием окружающей природной среды и объединяющее несколько различных пунктов наблюдений (в том числе разнесенных на территории географического пункта), решением УГМС может быть отнесено к объединенной гидрометеорологической станции (ОГМС). Разряд такому наблюдательному подразделению не присваивается.
6.3.5. Разряды наблюдательных подразделений авиационной метеорологической сети определяются разрядом АМСГ независимо от объема метеорологических и наличия других видов наблюдений.
7. Обеспечение функционирования государственной
наблюдательной сети
7.1. Формирование государственной наблюдательной сети и обеспечение ее функционирования являются одними из основных направлений государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и осуществляются Росгидрометом через территориальные органы и НИУ [1, 5].
Формирование государственной наблюдательной сети осуществляется на основе принципов, разработанных головными НИУ и утвержденных Росгидрометом, а также с учетом сложившихся экономических и социальных условий при соблюдении принципа рациональности и требований ВМО [9].
Совершенствование и развитие государственной наблюдательной сети проводятся в соответствии с утвержденными Росгидрометом перспективными и годовыми планами развития и рационализации сети и руководящими документами, определяющими принципы ее организации и функционирования.
7.2. Функционирование государственной наблюдательной сети осуществляется на основе следующих принципов:
- непрерывность наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;
- соблюдение установленных требований к сбору, обработке, контролю качества, хранению и распространению информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;
- обеспечение пространственно-временного разрешения результатов измерений, достаточного для определения характеристик гидрометеорологических величин с требуемой для практических целей точностью;
- единство измерений и сопоставимость их результатов;
- обеспечение достоверности и однородности результатов наблюдений о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и доступности информации для пользователей.
7.3. Обязательным условием обеспечения функционирования государственной наблюдательной сети является соблюдение законодательства Российской Федерации о стандартизации, сертификации продукции и услуг, лицензионной деятельности.
7.4. Непосредственное руководство работой наблюдательной сети осуществляют ЦГМС-Р, ЦГМС (в УГМС, где ЦГМС, ЦГМС-Р не созданы, - ГМЦ) в соответствии со своими уставами, и они же несут ответственность за организацию работы, надежное функционирование наблюдательных подразделений, полноту, достоверность, качество наблюдений и получаемой информации о состоянии окружающей природной среды и ее загрязнении.
Общий надзор и контроль за работой организаций наблюдательной сети осуществляют УГМС.
7.5. Научно-методическое руководство деятельностью государственной наблюдательной сети обеспечивают специально создаваемые для этой цели подразделения (отделы) головных НИУ Росгидромета по соответствующим видам наблюдений согласно своим уставам [20]. Перечень головных НИУ приводится в Приложении А.
8. Финансирование государственной наблюдательной сети
8.1. Государственная наблюдательная сеть содержится за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных органов власти. Могут привлекаться и другие, не запрещенные законодательством Российской Федерации источники финансирования.
8.2. Объем финансирования наблюдательной сети из федерального бюджета определяется Росгидрометом и доводится до УГМС, которые затем распределяют его по ЦГМС-Р, ЦГМС в рамках ведомственного заказа.
Объем финансирования наблюдательной сети из бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также из других источников определяется непосредственно ЦГМС-Р, ЦГМС в соответствии с заключенными соглашениями и договорами.
8.3. Перечни наблюдательных подразделений УГМС, финансируемых из федерального бюджета, определяются ЦГМС-Р (или ГМЦ) и утверждаются руководителем УГМС.
8.4. По условиям финансирования в государственной наблюдательной сети выделяют наблюдательные подразделения, финансируемые из других, не запрещенных законодательством Российской Федерации источников. К ним относятся хоздоговорные наблюдательные подразделения, которые организуются по заявке заинтересованного юридического лица на основе договора с ЦГМС-Р, ЦГМС.
В этом случае ЦГМС-Р, ЦГМС принимают на себя обязанности по организации хоздоговорных наблюдательных подразделений, укомплектованию их кадрами и оснащению средствами измерений, обеспечению выполнения программы наблюдений и работ, контролю и обработке результатов наблюдений, административному и методическому руководству и несут ответственность за достоверность, полноту и качество наблюдений.
Программа наблюдений и работ, а также статус хоздоговорных наблюдательных подразделений определяются УГМС по согласованию с заказчиком, при этом заказчик финансирует работу наблюдательного подразделения в полном объеме. Период функционирования хоздоговорных наблюдательных подразделений определяется договором.
Результаты наблюдений хоздоговорных наблюдательных подразделений передаются заказчику, а также направляются в гидрометфонд УГМС и Государственный фонд данных (Госфонд) в соответствии с [21].
Права заказчика и ЦГМС-Р, ЦГМС на текущую гидрометеорологическую информацию и информационную продукцию хоздоговорных наблюдательных подразделений равны. Передача ее другим потребителям осуществляется на общих основаниях.
Хоздоговорные наблюдательные подразделения относятся к государственной наблюдательной сети и подлежат учету по общим правилам раздела 13.
9. Организация нового наблюдательного подразделения
9.1. Организация новых наблюдательных подразделений основной наблюдательной сети осуществляется УГМС, как правило, в неизученных или малоосвещенных в гидрометеорологическом отношении районах, а также в районах перспективного хозяйственного освоения, где плотность наблюдательной сети не достаточна, с учетом заключений головных НИУ за счет средств федерального бюджета и в соответствии с ведомственным заказом Росгидромета.
Пункты наблюдений за уровнем загрязнения окружающей природной среды организуются преимущественно в промышленных центрах или вблизи них в соответствии с требованиями нормативных и руководящих документов: ГОСТ 17.2.3.01 - для контроля за уровнем загрязнения атмосферного воздуха; ГОСТ 17.1.3.08 - для контроля за уровнем загрязнения морских вод; [22] - для контроля за уровнем загрязнения поверхностных вод суши и др.
9.2. Решение об открытии нового наблюдательного подразделения дополнительной сети принимает УГМС (ЦГМС-Р, ЦГМС) на основании заявки конкретных потребителей информации (органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, заинтересованных юридических или физических лиц) и согласовывает его с головными НИУ и Росгидрометом. Открытие наблюдательных подразделений дополнительной сети осуществляется за счет средств заказчика.
9.3. Определение места расположения вновь организуемых стационарных пунктов наблюдений государственной наблюдательной сети производится УГМС по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления [3] и с учетом 5.8 - 5.11.
9.4. Организация новых видов (пунктов) наблюдений в действующем наблюдательном подразделении осуществляется УГМС (ЦГМС-Р, ЦГМС) с учетом концепции развития и заявок потребителей и согласуется с головными НИУ. Если новый пункт наблюдений предлагается отнести к основной наблюдательной сети, то окончательное решение об организации пункта наблюдений принимает Росгидромет.
В функционирующем наблюдательном подразделении по заявкам физических и юридических лиц могут быть дополнительно организованы наблюдения, не предусмотренные программой его работы. Необходимые средства на дополнительные наблюдения выделяет заинтересованная сторона.
9.5. Работы по организации нового наблюдательного подразделения считаются законченными только после документального оформления, выделения и закрепления земельного участка и охранной зоны, привязки пункта наблюдений к принятой системе высот, а также выполнения условий, перечисленных в 5.7.
9.6. Открытие нового наблюдательного подразделения или нового пункта наблюдений государственной наблюдательной сети производится с соблюдением следующей процедуры: УГМС по представлению ЦГМС-Р (или ГМЦ) и по согласованию с головным НИУ или головное НИУ по согласованию с УГМС оформляет заявку по форме ГМ-9 [5] на открытие нового наблюдательного подразделения и направляет ее в Росгидромет.
К заявке прилагается решение Технического совета УГМС (ЦГМС-Р) или Ученого совета НИУ.
Заявка сопровождается пояснительной запиской, в которой содержатся:
- цели и задачи нового наблюдательного подразделения (пункта наблюдений);
- планируемые виды наблюдений и программы;
- требуемые средства связи и источники энергоснабжения;
- информация о гидрометеорологической изученности района, в котором предполагается организовать (открыть) новое наблюдательное подразделение или пункт наблюдений (плотность действующей наблюдательной сети, сведения о действовавших ранее пунктах наблюдений), по заявляемому виду наблюдений;
- сведения о хозяйственной освоенности территории (наличии населенных пунктов и хозяйствующих субъектов) и средствах сообщения, связи;
- расчетная стоимость строительства;
- расчетный годовой объем финансирования заявляемого наблюдательного подразделения (пункта наблюдений);
- сведения о предварительном согласовании с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления вопроса об отводе земельного участка и охранной зоны.
9.7. Открытие нового наблюдательного подразделения оформляется актом по форме ГМ-6 и учетной карточкой по форме ГМ-10 [5]. Акт на открытие наблюдательного подразделения направляется в Росгидромет, а учетная карточка - в Росгидромет и Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - Мировой центр данных (ВНИИГМИ-МЦД).
9.8. Название и код (координатный номер станции или поста, синоптический индекс, код гидрологического поста и пр.) наблюдательного подразделения присваиваются Росгидрометом по представлению Гидрометцентра России и УГМС и сохраняются постоянными на все время его функционирования. Необходимые изменения в эти данные вносятся по представлению УГМС только Росгидрометом.
9.9. Дата начала работы нового наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) сообщается в Росгидромет и соответствующие головные НИУ.
9.10. Дата открытия (начало работы) новой судовой гидрометеорологической станции (СГМС) сообщается в Гидрометцентр России соответствующим актом по форме ГМ-12, в котором также указываются:
- название судна и его позывной сигнал;
- принадлежность судна.
10. Закрытие наблюдательного подразделения
(пункта наблюдений)
10.1. Причинами для возбуждения ходатайства о закрытии наблюдательного подразделения могут являться:
- значительная миграция береговой черты в связи с изменением фонового уровня моря или затоплением местности;
- производство взрывных работ (например, при разработке карьеров) вблизи пункта наблюдений;
- опасная для жизни персонала наблюдательного подразделения экологическая или другая обстановка;
- другие непредвиденные объективные причины, представляющие опасность для жизнедеятельности персонала наблюдательного подразделения;
- ликвидация населенного пункта, если перевод наблюдательного подразделения в статус труднодоступной станции или на режим работы без постоянного наблюдателя (например, обслуживание разъездным способом) невозможен;
- нецелесообразность дальнейшего проведения наблюдений.
10.2. Закрытие наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) основной наблюдательной сети допускается в исключительных случаях при наличии положительных заключений головных НИУ и только с разрешения Росгидромета.
10.3. Реперные пункты наблюдений как наиболее приоритетные в системе Росгидромета закрытию и переносу не подлежат. Сокращение программы наблюдений на них допускается в исключительных случаях по согласованию с соответствующими головными НИУ и с разрешения Росгидромета [16, 17].
10.4. Закрытие наблюдательного подразделения как основной, так и дополнительной речной гидрологической сети производится только по согласованию с Государственным гидрологическим институтом (ГГИ) и с разрешения Росгидромета, а закрытие пунктов наблюдений за уровнем загрязнения поверхностных вод суши - по согласованию с Гидрохимическим институтом (ГХИ) и с разрешения Росгидромета.
10.5. Закрытие гидрологических наблюдательных подразделений, расположенных в бассейнах рек, охватывающих территорию двух или нескольких УГМС, подлежит согласованию со смежными УГМС, а также с ГГИ, ГХИ.
10.6. Временное прекращение (продолжительностью не менее 1 года) работы наблюдательного подразделения или его отдельных пунктов наблюдений, в том числе так называемая консервация, рассматривается как их закрытие.
10.7. Ходатайство о закрытии или изменении программ наблюдений наблюдательного подразделения основной сети УГМС направляет в головные НИУ по соответствующим видам наблюдений. Ходатайство должно содержать сведения согласно перечню, приведенному в Приложении Б, и обязательно сопровождаться письменными заключениями методических отделов (групп) ЦГМС-Р, ЦГМС (или ГМЦ), курирующих соответствующий вид наблюдений, а также решением Технического совета УГМС (ЦГМС-Р).
10.8. Головное НИУ рассматривает ходатайство УГМС в двухнедельный срок с момента его поступления и свое решение сообщает в УГМС. При рассмотрении ходатайства о закрытии наблюдательного подразделения, программа работы которого включает несколько видов наблюдений, головное НИУ направляет свое заключение в УГМС, другие заинтересованные головные НИУ.
10.9. После того как получены заключения головных НИУ, УГМС направляет ходатайство о закрытии наблюдательного подразделения основной наблюдательной сети вместе с заключениями головных НИУ, в том числе Гидрометцентра России, в Росгидромет.
10.10. Росгидромет рассматривает ходатайство УГМС о закрытии наблюдательного подразделения основной наблюдательной сети и принимает решение в месячный срок с последующим письменным извещением УГМС и заинтересованных головных НИУ о принятом решении.
10.11. Решение о закрытии наблюдательных подразделений (пунктов наблюдений) дополнительной сети (за исключением гидрологических постов и пунктов наблюдений за уровнем загрязнения поверхностных вод суши) УГМС принимают самостоятельно по представлению ЦГМС-Р, ЦГМС (или ГМЦ) и уведомляют об этом головные НИУ.
При этом обязательно наличие следующих документов:
- согласование с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления, юридическим или физическим лицом, по заказу и за счет которого проводились наблюдения на предлагаемом к закрытию наблюдательном подразделении (пункте наблюдений);
- положительное решение Технического совета УГМС (ЦГМС-Р).
Закрытие наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) оформляется приказом по УГМС. Информацию о реорганизации с изложением причин УГМС направляет в Росгидромет.
10.12. Решение о закрытии хоздоговорного наблюдательного подразделения принимает заказчик и в обязательном порядке согласовывает его с ОНС.
10.13. Акт о закрытии наблюдательного подразделения государственной наблюдательной сети по форме ГМ-7 [5] составляет УГМС и направляет в Росгидромет.
Акт о закрытии СГМС по форме ГМ-13 составляет УГМС и направляет в Гидрометцентр России.
10.14. Федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за закрываемым наблюдательным подразделением, в установленном порядке передается с баланса на баланс либо реализуется, либо списывается.
11. Перенос наблюдательного подразделения
(пункта наблюдений)
11.1. Перемещение стационарного пункта наблюдений на новое место (на расстояние от 100 м до нескольких километров) без изменения географического названия наблюдательного подразделения рассматривается как перенос пункта наблюдений.
11.2. Перемещение стационарного пункта наблюдений на новое место, если при этом изменяется географическое название наблюдательного подразделения, рассматривается как закрытие одного пункта наблюдений и организация нового.
11.3. Перенос стационарного пункта наблюдений на новое место может осуществляться по следующим причинам:
- потеря репрезентативности пункта наблюдений (по причине плотной застройки прилегающей территории, в том числе охранной зоны; естественного разрастания кустарников или деревьев; активного строительства и организации иных сплошных препятствий, объектов и т.д.);
- закрытие аэропорта, сопровождающееся лишением наблюдательного подразделения жизнеобеспечивающих составляющих: средств связи, электроэнергии, теплоснабжения, транспортной связи и т.д.;
- иные ситуации, когда наблюдательное подразделение невозможно укомплектовать штатом или обеспечить должное функционирование пункта наблюдений;
- наличие условий, сформулированных в 10.1.
11.4. При планируемом переносе стационарного пункта наблюдений на новое место ЦГМС-Р, ЦГМС предварительно согласовывают в установленном порядке с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления вопрос об отводе земельного участка в соответствии с порядком, изложенным в 5.8 - 5.11.
11.5. Вынужденный перенос наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) основной наблюдательной сети на место с условиями, отличающимися от первоначальных, предварительно согласовывается с головными НИУ и сопровождается организацией параллельных наблюдений за основными гидрометеорологическими величинами.
11.6. Перенос метеорологической площадки на расстояние до 500 м в однородных условиях согласования не требует; перенос площадки актинометрических наблюдений независимо от расстояния в обязательном порядке согласовывается с Главной геофизической обсерваторией им. А.И. Воейкова (ГГО).
11.7. Объем и продолжительность параллельных наблюдений определяются головными НИУ по согласованию с ЦГМС-Р (или ГМЦ).
11.8. Перенос гидрологических постов, расположенных в бассейнах рек, охватывающих территорию деятельности двух или нескольких УГМС, должен быть согласован с этими УГМС, а также с ГГИ, ГХИ.
11.9. Перечень сведений, необходимых для обоснования переноса стационарного пункта наблюдений на новое место, приведен в Приложении Б.
12. Изменение статуса и программы работы
наблюдательного подразделения (пункта наблюдений)
12.1. Изменение статуса наблюдательного подразделения, в том числе перевод в основную или дополнительную наблюдательную сеть, включение в реперную сеть и исключение из нее, передача от другого юридического лица в государственную наблюдательную сеть и т.п., производится Росгидрометом по ходатайству УГМС, согласованному с соответствующими органами исполнительной власти, юридическими лицами и головными НИУ. В ходатайстве УГМС дает обоснование предлагаемых изменений.
12.2. Решение об изменении программ отдельных видов наблюдений и работ или о полном их прекращении в наблюдательном подразделении основной сети принимает УГМС по согласованию с головными НИУ. Решение о переходе с одного средства измерения на другое, допущенное к применению на наблюдательной сети, или о переходе с инструментальных измерений на визуальные определения конкретных гидрометеорологических характеристик УГМС принимает самостоятельно с последующим уведомлением головных НИУ.
Изменение вида наблюдательного подразделения УГМС выполняет самостоятельно.
12.3. Изменение объема оперативной информации или прекращение передачи ее наблюдательным подразделением в местные прогностические органы УГМС вправе осуществлять самостоятельно, а в отношении программы работ наблюдательных подразделений, являющихся корреспондентами Гидрометцентра России, - только по согласованию с Гидрометцентром России.
12.4. Решение об изменении объема передаваемой в Гидрометцентр России оперативной информации или прекращении передачи ее наблюдательным подразделением, включенным в состав РОСС, принимает только Гидрометцентр России по согласованию с ВМО [19].
Изменение программы наблюдений и объема работ наблюдательных подразделений, включенных в ГСНК, не допускается.
12.5. Изменение объема и программы передачи информации наблюдательного подразделения, являющегося корреспондентом Федерального информационно-аналитического центра (ФИАЦ) Росгидромета, осуществляется только по согласованию с ним [7].
12.6. Изменение программы наблюдений и работ наблюдательного подразделения дополнительной наблюдательной сети, если оно не является корреспондентом Гидрометцентра России и не включено в международный обмен (согласно 6.2.5), УГМС производит самостоятельно. При этом УГМС информирует Росгидромет, головные НИУ и ВНИИГМИ-МЦД о произведенных изменениях.
12.7. Любая реорганизация (закрытие, перенос пунктов наблюдений, прекращение отдельных видов наблюдений или сокращение программ наблюдений) наблюдательного подразделения арктической зоны, входящего в основную наблюдательную сеть, согласовывается как с головными НИУ по видам наблюдений, так и с Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ), Региональным центром "Мониторинг Арктики" и Институтом глобального климата и экологии (ИГКЭ).
12.8. Передача наблюдательного подразделения из одного УГМС в другое производится по согласованию между ними и по приказу Росгидромета.
Прием наблюдательных подразделений от других ведомств или передача их другим ведомствам при наличии согласия последних производятся после согласования с головными НИУ и с разрешения Росгидромета.
12.9. Межведомственные приемы-передачи наблюдательных подразделений сопровождаются решением имущественных отношений, которые регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.
13. Учет наблюдательных подразделений и отчетность
13.1. По итогам работы за год в утвержденные Росгидрометом сроки УГМС представляют по установленной форме статистическую отчетность:
- о составе государственной наблюдательной сети и изменениях в ней в Росгидромет;
- о состоянии работ по мониторингу окружающей природной среды в Росгидромет и в головные НИУ.
13.2. Информацию о реализации разрешенных Росгидрометом изменений (открытии, закрытии, изменении категории или статуса, разряда, программ наблюдений, переименовании, переносе, передаче наблюдательного подразделения от одного УГМС другому, приеме наблюдательного подразделения от других юридических лиц, изменении даты начала работы вновь организованных или окончания работы закрываемых наблюдательных подразделений, а также даты организации или прекращения отдельных видов наблюдений и т.п.) в составе государственной наблюдательной сети УГМС сообщают ежеквартально во ВНИИГМИ-МЦД, 1 раз в год в Росгидромет и по мере их реализации в головные НИУ по видам наблюдений.
13.3. Общий автоматизированный учет всех наблюдательных подразделений, численности и состава наблюдательной сети, ее планирования и анализа деятельности, ведения отчетности в соответствии с классификацией видов наблюдений и работ осуществляет ВНИИГМИ-МЦД [5].
13.4. Сведения о государственной наблюдательной сети и изменениях в ее составе ВНИИГМИ-МЦД сообщает в Росгидромет и головные НИУ ежегодно к 1 февраля и 1 августа (по состоянию на 1 января и 1 июля соответственно).
13.5. Головные НИУ ведут учет состава курируемых ими наблюдательных сетей и при необходимости запрашивают дополнительные интересующие их сведения в УГМС.
13.6. Совместно с УГМС и головными НИУ ВМИИГМИ-МЦД обеспечивает 1 раз в 5 лет переиздание "Списка организаций государственной наблюдательной сети и их наблюдательных подразделений".
В этом списке организации государственной наблюдательной сети и их наблюдательные подразделения указываются по субъектам Российской Федерации и для каждой из них приводятся основные сведения (вид, разряд, синоптический индекс станции или код поста, географические координаты, категория сети, основные виды наблюдений и др.).
Приложение А
(справочное)
ГОЛОВНЫЕ НИУ ПО ВИДАМ НАБЛЮДЕНИЙ В РОСГИДРОМЕТЕ
Головными НИУ по видам наблюдений в Росгидромете являются:
- Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ) - все виды наблюдений в Арктике (кроме загрязнения окружающей природной среды) и Антарктике, в том числе ледовые наблюдения в морских устьях рек, на реках и озерах арктической зоны; функции УГМС в Антарктике;
- Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной метеорологии (ВНИИСХМ) - агрометеорологические наблюдения, агрогидрологические работы;
- Высокогорный геофизический институт (ВГИ) - снеголавинные, селестоковые и гляциологические наблюдения;
- Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации (Гидрометцентр России) - попутные и судовые добровольные наблюдения (совместно с ГГО, ГОИН, ААНИИ, Дальневосточным научно-исследовательским гидрометеорологическим институтом (ДВНИГМИ));
- Гидрохимический институт (ГХИ) - наблюдения за уровнем загрязнения поверхностных вод суши;
- Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова (ГГО) - метеорологические, актинометрические, теплобалансовые, авиаметеорологические, метеорологические радиолокационные наблюдения, в том числе комплекс "Метеоячейка", озонометрические и попутные судовые наблюдения, а также наблюдения за атмосферным электричеством, химическим составом осадков, уровнем загрязнения атмосферного воздуха и фоновым состоянием атмосферы по ряду ингредиентов;
- Государственный гидрологический институт (ГГИ) - гидрологические наблюдения на реках и каналах, гидрометеорологические наблюдения на озерах и водохранилищах (включая ледовые наблюдения на реках, озерах и водохранилищах вне арктической зоны), гидрологические наблюдения на болотах, воднобалансовые наблюдения, а также наблюдения за испарением с поверхности воды, почвы и снега;
- Государственный океанографический институт (ГОИН) - морские береговые и устьевые гидрометеорологические, гидрохимические и гидрологические наблюдения, включая ледовые (кроме Арктики и Антарктики) наблюдения на морях, а также наблюдения за уровнем загрязнения морских вод;
- Институт глобального климата и экологии (ИГКЭ) - наблюдения на станциях комплексного фонового мониторинга, наблюдения за уровнем загрязнения снежного покрова и трансграничным переносом загрязняющих веществ, гидробиологические наблюдения на поверхностных водных объектах;
- Институт прикладной геофизики им. академика Е.К. Федорова (ИПГ) - ионосферные и магнитные наблюдения (исключая зону Арктики), гелиогеофизические наблюдения;
- Научно-производственное объединение "Тайфун" (НПО "Тайфун") - наблюдения за уровнем загрязнения почвы и атмосферного воздуха (бенз(а)пирен и тяжелые металлы), состоянием радиоактивного загрязнения окружающей природной среды, метеорологические наблюдения на высотных башнях и мачтах, обеспечение оперативной и прогностической информацией в чрезвычайных ситуациях, связанных с аварийным загрязнением окружающей природной среды, работы комиссии Росгидромета по чрезвычайным ситуациям;
- Региональный центр "Мониторинг Арктики" - все виды наблюдений за уровнем загрязнения окружающей природной среды в Арктике;
- Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО) - аэрологические (радиозондовые), автоматизированные метеорологические радиолокационные наблюдения (АКСОПРИ).
Кроме научно-исследовательских учреждений, курирующих конкретные виды наблюдений, ответственными за сбор и обработку информации различных видов являются:
- ААНИИ - сбор экстренной и текущей гидрометеорологической информации общего назначения по районам Арктики и Антарктики, в том числе с автономных пунктов приема спутниковой информации (АППИ);
- Всероссийский научно-исследовательский институт гидрометеорологической информации - Мировой центр данных (ВНИИГМИ-МЦД) - методическое руководство работами по ведению Госфонда данных о состоянии окружающей природной среды, ведение централизованного автоматизированного учета состава государственной наблюдательной сети, разработка и внедрение современных методов и технологий сбора и автоматизированной обработки гидрометеорологической информации и методическое руководство этими работами в центрах обработки информации;
- Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации (Гидрометцентр России) - сбор экстренной и текущей гидрометеорологической информации, обеспечение работ по индексации наблюдательных подразделений синоптической сети Росгидромета и национальных гидрометеорологических служб стран - членов Межгосударственного совета по гидрометеорологии, а также формирование и ведение списков наблюдательных подразделений - корреспондентов Гидрометцентра России и ВМО;
- Федеральный информационно-аналитический центр (ФИАЦ) Росгидромета - информационное обеспечение пользователей данными об уровне загрязнения окружающей природной среды, в том числе прогнозами о распространении загрязняющих веществ в окружающей природной среде в результате радиационных и крупномасштабных химических аварий на территории Российской Федерации.
Приложение Б
(обязательное)
ПЕРЕЧЕНЬ
СВЕДЕНИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫХ УГМС ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ
ЗАКРЫТИЯ ИЛИ ПЕРЕНОСА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ
ИЛИ ПУНКТА НАБЛЮДЕНИЙ
Б.1. В ходатайстве о закрытии или переносе наблюдательных подразделений (пунктов наблюдений) всех видов должны быть указаны следующие сведения о наблюдательном подразделении (пункте наблюдений):
- вид, географическое название наблюдательного подразделения с указанием принадлежности к субъекту Российской Федерации (республика, край, область, район);
- категория, статус, разряд наблюдательного подразделения, все виды проводимых наблюдений;
- причины закрытия или переноса наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) и их обоснование;
- решение Технического совета УГМС (ЦГМС-Р).
Б.2. Дополнительно к приведенным в Б.1 сведениям для обоснования причин закрытия или переноса наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) УГМС представляют на рассмотрение в соответствующие НИУ сведения, перечисленные ниже.
Б.2.1. Для пунктов метеорологических наблюдений (сведения представляют в ГГО, ААНИИ, Гидрометцентр России):
- принадлежность наблюдательного подразделения к составу РОСС, ГСНК, РОКС и корреспондентам Гидрометцентра России или местных прогностических органов, а также сведения об использовании его материалов в режимно-справочных изданиях международного обмена и научно-прикладном справочнике по климату;
- длина ряда наблюдений (с указанием имеющихся перерывов), непрерывность ряда наблюдений на последнем месте расположения метеорологической площадки, оценка однородности рядов наблюдений по основным метеорологическим величинам;
- плотность пунктов метеорологических наблюдений в районе радиусом до 150 км;
- перечень обслуживаемых организаций и объем выдаваемой потребителям информации.
Если закрываемому пункту наблюдений предлагается замена, то дополнительно к перечисленным сведениям должны быть представлены рекомендуемый на замену пункт из числа ближайших пунктов и обоснование его выбора (репрезентативность, длина ряда наблюдений, график закрытости горизонта и пр.).
Кроме того, ГГО вправе запрашивать:
- сведения о пространственной и временной изменчивости основных метеорологических величин;
- средние месячные за последние три года значения температуры воздуха и поверхности почвы, относительной влажности и парциального давления водяного пара, скорости ветра, общего количества облаков и количества облаков нижнего яруса по закрываемому и рекомендуемому на замену пункту;
- месячные суммы осадков, экстремальные значения температуры воздуха и поверхности почвы, максимальной скорости ветра и число случаев скорости ветра по градациям, начиная с 7 м/с, по этим же пунктам за этот же период.
При планируемом переносе метеорологической площадки, кроме всех перечисленных сведений, сообщаются также следующие данные о новом месте расположения площадки:
- расстояние новой площадки от прежней;
- подробное описание места расположения новой площадки в радиусе 500 м;
- график закрытости горизонта прежней метеорологической площадки;
- график закрытости горизонта новой площадки, ее высота над уровнем моря и оценка типичности места расположения;
- сведения о перспективе застройки нового места расположения площадки;
- оценка возможности комплексирования видов наблюдений на новой метеорологической площадке;
- сведения о согласовании вопроса об отводе земельного участка и охранной зоны.
Б.2.2. Для пунктов актинометрических наблюдений (сведения представляют в ГГО, ААНИИ):
- длина ряда наблюдений за каждой из составляющих радиационного баланса (с указанием перерывов в их длительности);
- оценка однородности рядов наблюдений за прямой, рассеянной радиацией и радиационным балансом;
- оценка репрезентативности прежней площадки для наблюдений (причина нерепрезентативности, срок, с которого имело место нарушение репрезентативности);
- характеристика новой площадки для наблюдений (график закрытости горизонта с места установки актинометрических датчиков; инструментальное средство, с помощью которого выполнена съемка; горизонтальность площадки; однородность подстилающей поверхности и ее характер);
- оценка (наличие или отсутствие) местных условий помутнения воздуха (за счет дорог, дымовых труб, промышленных выбросов и т.п.);
- при наличии затенения площадки его причины и степень (длительность, время);
- оценка возможности размещения каждого актинометрического датчика в соответствии с требованиями [23].
Б.2.3. Для пунктов гидрологических наблюдений (сведения представляют в ГТИ, Гидрометцентр России, а также ГОИН и ААНИИ - для наблюдательных подразделений, выполняющих наблюдения в морских устьях рек):
- период времени (с указанием перерывов), за который подсчитан сток и имеются данные по уровню, температуре и водному балансу водоемов;
- значения норм, коэффициентов вариации и погрешностей их вычисления для годового, максимального и минимального стока (для водоемов - уровня) по ряду наблюдений при его достаточной продолжительности;
- графики связи и значения коэффициентов корреляции связей годового, максимального и минимального стока (для водоемов - соответствующих уровней) с возможными водными объектами - аналогами;
- ориентировочная оценка степени зарегулированности в разные сезоны среднего по водности, маловодного и многоводного года (при зарегулированном стоке);
- гидрографическая схема бассейна с нанесенными на нее действующими и закрытыми постами и границами их водосборов;
- справка органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления (в случае ликвидации населенного пункта);
- предложение об открытии нового поста (пункта) взамен закрываемого;
- оценка однородности рядов годового, максимального и минимального стока на закрываемом посту и в ближайших реках-аналогах; при неоднородности одного из рядов стока погрешность интерполяции этого вида стока вычисляется без учета данных наблюдений на закрываемом посту;
- графики связи уровней и расходов воды (для водоемов - уровней и температуры воды) закрываемого и нового постов за период параллельных наблюдений (при переносе поста).
При ходатайстве о сокращении (прекращении наблюдений за отдельными параметрами) программ наблюдений необходимо представить материалы, показывающие, что данные наблюдения потеряли смысл или что прекращение (уменьшение объема) этих наблюдений не приведет к образованию пробела в оценке соответствующего параметра (явления); показать смещение высотной основы в пунктах за рассматриваемый период, а также на посту при его переносе.
Б.2.4. Для пунктов аэрологических наблюдений (сведения представляют в ЦАО, ААНИИ, Гидрометцентр России):
- принадлежность наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) к корреспондентам Гидрометцентра России, а также данные об использовании его информации в международном обмене;
- характеристика работы данного аэрологического пункта за последние три года;
- длина ряда наблюдений (с указанием перерывов в них);
- значения пространственно-временной изменчивости характеристик метеорологических величин в свободной атмосфере;
- плотность действующей аэрологической сети и ее соответствие требуемой плотности наблюдений в регионе;
- региональные особенности, если такие имеются;
- перечень местных (региональных) потребителей информации.
Б.2.5. Для пунктов агрометеорологических наблюдений (сведения представляют во ВНИИСХМ, Гидрометцентр России):
- принадлежность наблюдательного подразделения (пункта наблюдений) к корреспондентам Гидрометцентра России, к пунктам, данные которых включены в научно-прикладной справочник по агроклиматическим ресурсам;
- дата начала агрометеорологических наблюдений и определения влажности почвы, периоды перерывов в работе с указанием дат;
- перечень наблюдаемых сельскохозяйственных культур и посевных площадей под ними, основной тип почвы по генезису и механическому составу в субъекте Российской Федерации (крае, республике, автономном округе, области, административном районе и т.д.), количество других наблюдательных подразделений (пунктов наблюдений) в субъекте Российской Федерации (крае, республике, автономном округе, области, административном районе и т.д.), в которых ведутся наблюдения по каждой культуре (в том числе за влажностью почвы);
- перечень пунктов агрометеорологических наблюдений в районе радиусом до 150 км (с указанием их статуса);
- перечень обслуживаемых организаций и объем выдаваемой потребителям информации;
- заключение краевых, областных, районных структур агропромышленного комплекса, использующих агрометеорологическую информацию, на предлагаемую реорганизацию.
Если закрываемому пункту наблюдений можно предложить замену, то дополнительно к перечисленным сведениям для закрываемого и рекомендуемого в качестве замены пунктов должны быть представлены данные за последние три года:
- о датах наступления фаз развития возделываемых культур (одних и тех же на обоих сравниваемых пунктах наблюдений), густоте стояния растений (стеблей) в даты наступления основных фаз развития растений и датах определения густоты;
- о запасах продуктивной влаги в почве в слоях 0 - 50 и 0 - 100 см под озимыми и зерновыми культурами и многолетними травами на начало возобновления вегетации, а также в последние декады каждого месяца (при отсутствии озимых зерновых культур - одной из ведущих);
- о минимальной за зиму температуре почвы на глубине залегания узла кущения зерновых культур или корневой шейки зимующих трав;
- о максимальной глубине промерзания почвы (в зоне многолетней мерзлоты - максимальной глубине оттаивания);
- о датах последнего весеннего и первого осеннего заморозков в воздухе и на поверхности почвы;
- о месячных суммах осадков и средней месячной температуре воздуха за весь год.
При ходатайстве об изменении программ наблюдений (изменении разряда) представляются материалы, доказывающие, что данный вид наблюдений потерял смысл или что прекращение наблюдений не приведет к снижению освещенности территории агрометеорологическими наблюдениями.
Б.2.6. Для пунктов морских береговых и устьевых наблюдений (сведения представляют в ГОИН, ААНИИ):
- период (с указанием перерывов), за который имеются данные по уровню моря, температуре и солености морской воды;
- значения норм коэффициентов вариации и погрешностей их вычисления для уровня моря, температуры и солености морской воды по ряду наблюдений при его достаточной продолжительности;
- график связи и коэффициенты корреляции годового, максимального и минимального уровней моря, температуры и солености морской воды с соответствующими данными возможных пунктов-аналогов;
- при переносе пункта - графики связей уровней моря, температуры и солености морской воды закрываемого и нового пунктов за период параллельных наблюдений;
- смещение реперов относительно государственной высотной основы в пункте за рассматриваемый период.
Б.2.7. Для морских разрезов и рейдовых станций (сведения представляют в ГОИН, ААНИИ):
- номер (название разреза), количество станций на разрезе, частота выполнения измерений (раз в месяц, квартал);
- программа наблюдений на рейдовой станции;
- длина ряда наблюдений и его однородность, пространственная и временная изменчивость основных гидрологических параметров и их связь с параметрами ближайших разрезов.
Б.2.8. Для пунктов наблюдений за уровнем загрязнения атмосферного воздуха (сведения представляют в ГГО):
- номер поста;
- координаты ПНЗ, карта-схема города с расположением ПНЗ;
- принадлежность поста к основной или дополнительной наблюдательной сети;
- категория поста (опорный или не опорный);
- программа работ с указанием перечня наблюдаемых веществ в атмосферном воздухе и сроков наблюдений;
- оценка уровня загрязнения атмосферного воздуха города по данным ПНЗ;
- длина ряда наблюдений за основными и специфическими примесями;
- значения превышений предельно допустимой концентрации (ПДК) для измеряемых примесей на ПНЗ в течение последних 3 лет.
Б.2.9. Для пунктов наблюдений за уровнем загрязнения поверхностных вод суши (сведения представляют в ГХИ):
- номер пункта наблюдений;
- наименование пункта наблюдений;
- категория пункта наблюдений;
- год открытия пункта наблюдений;
- цель проведения наблюдений;
- наименование водоема или водотока и сведения о нем (категория, условия водообмена);
- сведения об источниках загрязнения;
- сведения о расположении створов, вертикалей, горизонтов;
- сведения о качестве воды;
- предлагаемые изменения (суть, обоснование и год внедрения изменений).
Б.2.10. Для пунктов наблюдений за уровнем загрязнения почв пестицидами и токсическими веществами промышленного происхождения (ТПП) (сведения представляют в НПО "Тайфун"):
- паспорт стационарного пункта наблюдений;
- сопроводительный талон к объединенной пробе почвы на нестационарных пунктах наблюдений;
- данные о содержании в почве остаточного количества пестицидов (ОК) и токсических веществ промышленного происхождения (ТПП) в табличной форме.
Б.2.11. Для пунктов специализированных наблюдений за уровнем загрязнения природной среды (сведения представляют в НПО "Тайфун"):
- принадлежность подразделения к специализированной системе информации;
- паспорт специализированного пункта наблюдений;
- виды программ, предусматривающих получение специализированной информации;
- система обеспечения непрерывного запасного обслуживания (порядок, сроки, форма передачи специализированной информации).
Б.2.12. Для пунктов наблюдений за уровнем радиоактивного загрязнения (сведения представляют в НПО "Тайфун"):
- программа работ с указанием используемого оборудования;
- перечень радиационно опасных объектов в 100-километровой зоне наблюдений;
- длина ряда наблюдений;
- перечень местных (региональных) потребителей;
- предлагаемые изменения и обоснование к ним.
Б.2.13. Для пунктов судовых наблюдений на морях (сведения представляют в Гидрометцентр России):
- принадлежность судна;
- причина закрытия;
- дата проведения последних наблюдений;
- дата предполагаемого закрытия.
Приложение В
(справочное)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Положение о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 555 от 20.05.1999.
2. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ № 2284 от 24.12.1993 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 1.
3. Федеральный закон № 113-ФЗ от 19.07.1998 "О гидрометеорологической службе" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 30.
4. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 "О некоммерческих организациях" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3.
5. РД 52.04.107-86. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып. 1. Наземная подсистема получения данных о состоянии природной среды. Основные положения и нормативные документы.
6. Порядок действий организаций и учреждений Росгидромета при возникновении опасных природных (гидрометеорологических и гелиогеофизических) явлений. СПб.: Гидрометеоиздат, 2000.
7. Положение о порядке информационного обеспечения Федеральным информационно-аналитическим центром Росгидромета министерств и ведомств Российской Федерации оперативной и прогностической информацией, связанной с загрязнением окружающей природной среды на территории Российской Федерации. Утверждено Росгидрометом 07.07.1999.
8. Типовой табель приборов и оборудования для производства стандартных гидрометеорологических наблюдений и контроля загрязнения природной среды. Л.: Гидрометеоиздат, 1986.
9. Публикация ВМО № 544. Наставление по глобальной системе наблюдений, 1995.
10. Федеральный закон № 136-ФЗ от 25.10.2001 "Земельный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44.
11. Федеральный закон № 167-ФЗ от 16.11.1995 "Водный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 48.
12. Федеральный закон № 22-ФЗ от 29.01.1997 "Лесной кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 5.
13. Федеральный закон № 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30.
14. Положение о создании охранных зон стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнения. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации № 972 от 27.08.1999.
15. Порядок выполнения работ в охранных зонах гидрометеорологических станций. Утвержден Приказом Госкомгидромета № 132 от 24.06.1983.
16. Положение о реперных климатических станциях. Утверждено Приказом Госкомгидромета № 121 от 29.06.1984.
17. Положение о вековых гидрологических наблюдениях на морях, омывающих берега СССР, и в устьях рек, впадающих в них. Введено Приказом Главного управления гидрометслужбы при СМ СССР № 134 от 29.06.1976.
18. Федеральный закон № 22-ФЗ от 09.08.1994 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, № 12.
19. Дополнение № 1 (Наставление по глобальной системе наблюдений. Издание 1995 г. ВМО № 544). Том 2. Региональные аспекты. Февраль 1998 г.
20. РД 52.04.576-97. Положение о методическом руководстве наблюдениями за состоянием и загрязнением окружающей природной среды. Общие требования.
21. РД 52.19.108-94. Положение о Российском государственном фонде данных о состоянии окружающей природной среды.
22. РД 52.24.309-92. Методические указания. Охрана природы. Гидросфера. Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета.
23. РД 52.04.562-96. Наставление гидрометеорологическим станциям и постам. Вып. 5, ч. 1. Актинометрические наблюдения на станциях.
------------------------------------------------------------------
--------------------
| | |
|