Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






pg2013.ru / Постановление


"Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. ГОСТ Р 52160-2003"
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 18.12.2003 № 375-ст)

Официальная публикация в СМИ:
М., ИПК Издательство стандартов, 2004


   ------------------------------------------------------------------

--> примечание.
Начало действия документа - 01.01.2005.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 18.12.2003 № 375-ст данный документ введен в действие с 1 января 2005 года.
   ------------------------------------------------------------------




Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 18 декабря 2003 г. № 375-ст

Дата введения -
1 января 2005 года

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ.
НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

MOTOR VEHICLES, EQUIPPED WITH COMPRESSIO№ IGNITIO№ ENGINES.
VISIBLE POLLUTANTS. NORMS AND METHODS OF THE CONTROL
FOR ESTIMATIO№ OF TECHNICAL CONDITION

ГОСТ Р 52160-2003

Предисловие

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации.
2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".
3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. № 375-ст.
4. Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности. II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции. III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности. IV. Измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах".
5. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения
видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность)
в режиме свободного ускорения для автотранспортных средств
категорий М , М , М , № , № , № , находящихся в эксплуатации,
1 2 3 1 2 3
которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее -
автомобилей).

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24). Единообразные предписания, касающиеся:
I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности.
II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции.
III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности.
IV. Измерения мощности двигателей.

3. Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1. Свободное ускорение: увеличение оборотов двигателя автомобиля от минимальной до максимальной частоты вращения без внешней нагрузки при перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) до упора.
-1
3.2. Максимальная частота вращения n , мин. : ограниченная
max
регулятором частота вращения вала двигателя в режиме холостого
хода при нажатой до упора педали.
-1
3.3. Минимальная частота вращения n , мин. : частота
min
вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной
педали.
3.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
3.5. Эффективная база дымомера L, м: длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6. Пробоотборная система: устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
-1
3.7. Коэффициент поглощения света k, м : значение дымности,
измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от
0 до бесконечности.
3.8. Коэффициент ослабления света N, %: значение дымности,
измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора
с диапазоном от 0 до 100%.
3.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения
-1
Х , м : максимальное значение коэффициента поглощения (см.
М
приложение Б) <*>, измеренное в режиме свободного ускорения.
   ------------------------------------

<*> Не приводится.

3.10. Результат измерения дымности в режиме свободного
-1
ускорения Х , м : среднеарифметическое значение четырех последних
M
измерений Х , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.
M
-1
3.11. Предельно допустимое значение дымности X , м :
L
предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме
свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии
с 4.2 или 4.3.
3.12. Обкатка автомобиля: пробег автомобиля, установленный предприятием-изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.
3.13. Автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.

4. Нормы дымности

4.1. Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет k в № для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в Приложении А.
4.2. Дымность обкатанных автомобилей в режиме свободного
ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения X ,
L
указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке
официального утверждения, нанесенное на двигатель/автомобиль, в
соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24 или приложением 2
Директивы 72/306/ЕЕС. Дымность необкатанных автомобилей не должна
-1
превышать более чем на 0,5 м значение коэффициента поглощения
X .
L
1
4.3. Дымность Х автомобилей, не имеющих знака официального
M
утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения
следующих значений:
-1
2,5 м - для двигателей без наддува;
-1
3,0 м - для двигателей с наддувом.

5. Методы контроля

5.1. Условия проведения испытаний
5.1.1. Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2. Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1. Для измерения k и № следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2. Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и погрешностью измерений не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.
5.2.3. Для измерения частоты вращения коленчатого вала
-1
двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000 мин.
и погрешностью измерений не более +/- 2,5% верхнего предела
измерений.
5.2.4. Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.
5.2.5. Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.
5.3. Подготовка к измерениям
5.3.1. Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2. Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3. Измеряют значения n и n , которые должны быть в
min max
пределах, установленных предприятием-изготовителем.
5.3.4. Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих
мостов (для автобусов категории М и грузовых автомобилей
3
№ , № );
2 3
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач - селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.
Примечание. При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.

5.4. Измерение дымности
5.4.1. Измерение дымности в режиме свободного ускорения
проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на n
min
равномерно перемещают педаль за 0,5 - 1,0 с до упора. Держат
педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с
приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения Х на последних четырех циклах свободного
M
ускорения по максимальному показанию дымомера;
- измеренные значения Х считают достоверными, если четыре
M
последовательных значения не образуют убывающей зависимости и
-1
располагаются в зоне шириной 0,25 м ;
- определяют среднеарифметическое значение Х', четырех
M
последних измерений Х , которое принимается за результат
M
измерения.
График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в
процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2. Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой
измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения
принимают максимальное среднеарифметическое значение Х',
M
полученное в одной из выпускных труб.






Приложение А
(справочное)

ПЕРЕСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ k В № (ДЛЯ ДЫМОМЕРА С L, РАВНОЙ 0,43 М)

   --------T-----T-----T----T-----T----T----T----T----T-------------¬

¦ -1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦k, м ¦0,0 ¦0,1 ¦0,2 ¦0,3 ¦0,4 ¦0,5 ¦0,55¦0,6 ¦0,65 ¦
¦N, % ¦0,0 ¦4 ¦8 ¦11 ¦15 ¦20 ¦21 ¦23 ¦24 ¦
+-------+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-------------+
¦ -1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦k, м ¦0,7 ¦0,75 ¦0,8 ¦0,85 ¦0,9 ¦0,95¦1,0 ¦1,05¦1,1 ¦
¦N, % ¦26 ¦28 ¦29 ¦31 ¦32 ¦34 ¦35 ¦36 ¦38 ¦
+-------+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-------------+
¦ -1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦k, м ¦1,15 ¦1,2 ¦1,25¦1,3 ¦1,35¦1,4 ¦1,45¦1,5 ¦1,55 ¦
¦N, % ¦39 ¦40 ¦42 ¦43 ¦44 ¦45 ¦46 ¦47 ¦49 ¦
+-------+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-------------+
¦ -1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦k, м ¦1,6 ¦1,65 ¦1,7 ¦1,75 ¦1,8 ¦1,85¦1,9 ¦1,95¦2,0 ¦
¦N, % ¦50 ¦51 ¦52 ¦53 ¦54 ¦55 ¦56 ¦57 ¦58 ¦
+-------+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-------------+
¦ -1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦k, м ¦2,05 ¦2,1 ¦2,15¦2,2 ¦2,25¦2,3 ¦2,35¦2,4 ¦2,45 ¦
¦N, % ¦59 ¦59,5 ¦60 ¦61 ¦62 ¦63 ¦64 ¦64,4¦65 ¦
+-------+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-------------+
¦ -1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦k, м ¦2,5 ¦2,55 ¦2,6 ¦2,65 ¦2,7 ¦2,75¦2,8 ¦2,85¦2,9 ¦
¦N, % ¦66 ¦67 ¦67,3¦68 ¦69 ¦69,3¦70 ¦71 ¦71,3 ¦
+-------+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-------------+
¦ -1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦k, м ¦3,0 ¦3,05 ¦3,1 ¦3,15 ¦3,2 ¦3,25¦3,3 ¦3,35¦3,4 ¦
¦N, % ¦72,5 ¦73 ¦73,6¦72 ¦75 ¦75,3¦76 ¦76,3¦77 ¦
+-------+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-------------+
¦ -1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦k, м ¦3,45 ¦3,5 ¦3,55¦3,6 ¦3,65¦3,7 ¦3,75¦3,8 ¦3,85 ¦
¦N, % ¦77,3 ¦78 ¦78,3¦79 ¦79,2¦80 ¦80,1¦80,5¦81 ¦
+-------+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+-------------+
¦ -1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦k, м ¦3,9 ¦3,95 ¦4,0 ¦4,05 ¦4,1 ¦4,15¦4,2 ¦4,25¦бесконечность¦
¦N, % ¦81,3 ¦81,7 ¦82 ¦82,5 ¦83 ¦83,3¦83,7¦84 ¦100 ¦
L-------+-----+-----+----+-----+----+----+----+----+--------------


Примечание. Пересчет значений № в k проводят по формуле:

1 N
k = - - ln(1 - ---),
L 100

где:
-1
k - коэффициент поглощения света, м ;
L - эффективная база дымомера, м;
№ - коэффициент ослабления света, %.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru