Закон

Определение

Положение

Постановление

Приказ

Прочее

Распоряжение

Решение

Указ

Устав






pg2013.ru / Постановление


"Автомобили с бензиновыми двигателями. Выбросы загрязняющих веществ с отработавшими газами. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния. ГОСТ Р 52033-2003"
(утв. Постановлением Госстандарта РФ от 27.03.2003 № 100-ст)

Официальная публикация в СМИ:
М., ИПК Издательство стандартов, 2003


Документ признан национальным стандартом со дня вступления в силу Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ.
Применение данного документа осуществляется в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (Постановление Госстандарта РФ от 27.06.2003 № 63).
Постановление Госстандарта РФ от 27.06.2003 № 63 утратило силу с 30 января 2004 года в связи с изданием Постановления Госстандарта РФ от 30.01.2004 № 3.
Применение данного документа осуществляется в обязательном порядке в части требований статьи 46 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 № 184-ФЗ

   ------------------------------------------------------------------

Введен в действие с 1 января 2004 года Постановлением Госстандарта России от 27.03.2003 № 100-ст



Утвержден
Постановлением
Госстандарта России
от 27 марта 2003 г. № 100-ст

Дата введения -
1 января 2004 года

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

MOTOR VEHICLES WITH PETROL ENGINES.
EMISSIO№ OF THE EXHAUST GAS POLLUTANTS.
NORMS AND METHODS OF THE CONTROL FOR ESTIMATION
OF TECHNICAL CONDITION

ГОСТ Р 52033-2003

Предисловие

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).
Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".
2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. № 100-ст.
3. Введен впервые.

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на находящиеся в
эксплуатации автотранспортные средства с бензиновыми двигателями
(далее - автомобили) категорий М , М , М , № , № , № <1>,
1 2 3 1 2 3
оснащенные или не оснащенные системами нейтрализации отработавших
газов.
   --------------------------------

<1> Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.
Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных предприятиями-изготовителями.
Настоящий стандарт не распространяется на автотранспортные средства, полная масса которых составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 41.83-99 (Правила ЕЭК ООН № 83). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей.

3. Определения и обозначения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:
3.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.
3.2. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная предприятием-изготовителем для работающего двигателя.
3.3. Коэффициент избытка воздуха, лямбда: безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.
3.4. Система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.
3.5. Двухкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: система нейтрализации отработавших газов, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах, в основном, оксида углерода и углеводородов.
3.6. Трехкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: система нейтрализации отработавших газов с обратной связью (по коэффициенту избытка воздуха лямбда), обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксида углерода, углеводородов и оксидов азота.
3.7. Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.
3.8. Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

4. Нормативные значения содержания загрязняющих
веществ и коэффициента избытка воздуха

4.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших
газах определяют при работе двигателя в режиме холостого хода на
минимальной (n ) и повышенной (n ) частотах вращения
мин пов
коленчатого вала двигателя, установленных предприятием -
изготовителем автомобиля.
При отсутствии данных, установленных предприятием -
изготовителем автомобиля:
- значение n , не должно превышать:
мин
-1
1100 мин. для автомобилей категорий М и № ;
1 1
-1
900 мин. для автомобилей остальных категорий;
- значение n устанавливают в пределах:
пов
-1
2500 - 3500 мин. для автомобилей категорий М и № , не
1 1
оборудованных системами нейтрализации;
-1
2000 - 3500 мин. для автомобилей категорий М и № ,
1 1
оборудованных системами нейтрализации;
-1
2000 - 2800 мин. для автомобилей остальных категорий
независимо от их комплектации.
4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) должно быть в пределах данных, установленных предприятием - изготовителем автомобиля, но не более значений, указанных в таблице 1.

Таблица 1

   -------------------------------------T--------T---------T--------¬

¦ Комплектация автомобиля <1> ¦Частота ¦ Оксид ¦Углево- ¦
¦ ¦вращения¦углерода,¦дороды, ¦
¦ ¦коленча-¦объемная ¦объемная¦
¦ ¦того ¦ доля, % ¦доля, ¦
¦ ¦вала ¦ ¦ -1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦млн. ¦
+------------------------------------+--------+---------+--------+
¦Автомобили категорий М , М , М , № ,¦n ¦4,5 ¦- ¦
¦ 1 2 3 1 ¦ мин ¦ ¦ ¦
¦№ , № , произведенные до 01.10.1986 ¦ ¦ ¦ ¦
¦ 2 3 ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+--------+---------+--------+
¦Автомобили категорий М и № , не ¦n ¦3,5 ¦1200 ¦
¦ 1 1 ¦ мин ¦ ¦ ¦
¦оснащенные системами нейтрализации +--------+---------+--------+
¦отработавших газов <2> ¦n ¦2,0 ¦600 ¦
¦ ¦ пов ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+--------+---------+--------+
¦Автомобили категорий М , М , № , № ,¦n ¦3,5 ¦2500 ¦
¦ 2 3 2 3 ¦ мин ¦ ¦ ¦
¦не оснащенные системами +--------+---------+--------+
¦нейтрализации отработавших газов <2>¦n ¦2,0 ¦1000 ¦
¦ ¦ пов ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+--------+---------+--------+
¦Автомобили категорий М и № , ¦n ¦1,0 ¦400 ¦
¦ 1 1 ¦ мин ¦ ¦ ¦
¦оборудованные двухкомпонентной +--------+---------+--------+
¦системой нейтрализации отработавших ¦n ¦0,6 ¦200 ¦
¦газов ¦ пов ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+--------+---------+--------+
¦Автомобили категорий М , М , № , № ,¦n ¦1,0 ¦600 ¦
¦ 2 3 2 3 ¦ мин ¦ ¦ ¦
¦оборудованные двухкомпонентной +--------+---------+--------+
¦системой нейтрализации отработавших ¦n ¦0,6 ¦300 ¦
¦газов ¦ пов ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+--------+---------+--------+
¦Автомобили категорий М и № с ¦n ¦0,5 ¦100 ¦
¦ 1 1 ¦ мин ¦ ¦ ¦
¦трехкомпонентной системой нейтрали- +--------+---------+--------+
¦зации отработавших газов и те же ¦n ¦0,3 ¦100 ¦
¦автомобили, оборудованные встроенной¦ пов ¦ ¦ ¦
¦(бортовой) системой диагностирования¦ ¦ ¦ ¦
¦<3> ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+--------+---------+--------+
¦Автомобили категорий М , М , № , № ¦n ¦0,5 ¦200 ¦
¦ 2 3 2 3 ¦ мин ¦ ¦ ¦
¦с трехкомпонентной системой нейтра- +--------+---------+--------+
¦лизации отработавших газов и те же ¦n ¦0,3 ¦200 ¦
¦автомобили, оборудованные встроенной¦ пов ¦ ¦ ¦
¦(бортовой) системой диагностирования¦ ¦ ¦ ¦
¦<3> ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------------+--------+---------+--------+
¦ <1> В эксплуатационных документах автомобиля предприятие- ¦
¦изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля ¦
¦оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ ¦
¦(далее - вредные выбросы); предельно допустимое содержание ¦
¦оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений ¦
¦коэффициента избытка воздуха лямбда. ¦
¦ <2> Для автомобилей с пробегом до 3000 км нормативные ¦
¦значения содержания оксида углерода и углеводородов в ¦
¦отработавших газах установлены технологическими нормами ¦
¦предприятия-изготовителя. ¦
¦ <3> Дополнительные требования для автомобилей этой группы ¦
¦установлены в 4.3 и 6.4.3. ¦
L-----------------------------------------------------------------


4.3. Значение коэффициента избытка воздуха лямбда в режиме
холостого хода на n у автомобилей, оборудованных
пов
трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, должно
быть в пределах данных, установленных предприятием-изготовителем.
Если данные предприятия-изготовителя отсутствуют или не указаны,
значение коэффициента избытка воздуха лямбда должно быть от
0,97 до 1,03.
4.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

5. Требования к техническому состоянию систем
автомобиля и двигателя

5.1. Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

Таблица 2

   --------------------T--------------------------------------------¬

¦Система автомобиля ¦ Требования к техническому состоянию ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦Система выпуска ¦Комплектность (отсутствие элементов системы ¦
¦отработавших газов ¦выпуска не допускается); герметичность ¦
¦ ¦(отсутствие механических пробоев и сквозной ¦
¦ ¦коррозии; при работе двигателя на холостом ¦
¦ ¦ходу в соединениях и элементах системы ¦
¦ ¦выпуска отработавших газов не должно быть ¦
¦ ¦утечек, а для автомобилей, оборудованных ¦
¦ ¦системой нейтрализации отработавших газов, ¦
¦ ¦не допускаются утечки в атмосферу, минуя ¦
¦ ¦нейтрализатор) ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦Система нейтрализа-¦Комплектность (отсутствие или несоответствие¦
¦ции отработавших ¦эксплуатационным документам элементов ¦
¦газов и другое ¦системы нейтрализации, системы улавливания ¦
¦оборудование для ¦паров топлива, рециркуляции отработавших ¦
¦снижения вредных ¦газов, экономайзера принудительного ¦
¦выбросов ¦холостого хода и т.п. не допускается) ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦Система вентиляции ¦Комплектность; герметичность (рассоединение ¦
¦картера ¦трубок в системе вентиляции картера ¦
¦ ¦двигателя, утечка картерных газов через ¦
¦ ¦различные неплотности в атмосферу не ¦
¦ ¦допускаются) ¦
+-------------------+--------------------------------------------+
¦Встроенная система ¦Функционирование диагностического индикатора¦
¦диагностирования ¦соответствует исправной работе двигателя и ¦
¦двигателя ¦его систем (диагностический индикатор при ¦
¦ ¦работе двигателя выключен) ¦
L-------------------+---------------------------------------------


5.2. Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в Приложении А.

6. Методы измерений

6.1. Общие требования
6.1.1. Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:
- температура окружающего воздуха - от минус 10 до плюс 35 °С;
- атмосферное давление - от 92,0 до 105,3 кПа (от 690 до 790 мм рт. ст.).
6.1.2. При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке.
Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия - изготовителя прибора.
6.2. Подготовка к проведению измерений
6.2.1. Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной предприятием-изготовителем измерения не проводят.
6.2.2. Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.
6.2.3. После прогрева двигателя автомобиль подготовляют к измерениям в следующем порядке:
- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;
- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;
- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла (при его наличии в комплекте измерительного оборудования);
- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубину отсчитывают от короткой кромки среза);
- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).
6.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов
6.3.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.
6.3.2. Измерения проводят в следующем порядке:
- запускают двигатель, нажимая на педаль управления
дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения коленчатого
вала двигателя до n и работают в этом режиме не менее 15 с;
пов
- отпускают педаль управления дроссельной заслонкой,
устанавливая минимальную частоту вращения вала двигателя (в
соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание
оксида углерода и углеводородов;
- устанавливают повышенную частоту вращения вала двигателя
n и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода
пов
и углеводородов.
6.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами
нейтрализации отработавших газов
6.4.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают
нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО, СН и
СО .
2
6.4.2. Измерения выполняют в следующем порядке:
- запускают двигатель, нажимая на педаль управления
дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя
до n , выдерживают этот режим в течение 2 - 3 мин. (при
пов
температуре окружающего воздуха ниже 0 °С - 4 - 5 мин.) и после
стабилизации показаний измеряют содержание СО, СН и фиксируют
значение коэффициента избытка воздуха лямбда;
- устанавливают минимальную частоту вращения вала двигателя
n (в соответствии с 4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют
мин
содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению
на n следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме
мин
n .
пов
6.4.3. На автомобилях, оснащенных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:
- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;
- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.
Примечания:
1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.
2. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.
3. Результаты измерений регистрируют в журнале (Приложение В).





Приложение А
(рекомендуемое)

УСЛОВИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СООТВЕТСТВИЕ
ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

Проверки могут быть проведены:
- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;
- при сертификационных испытаниях;
- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;
- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;
- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.





Приложение Б
(обязательное)

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ

Б.1. Метрологические и технические характеристики газоанализаторов
Б.1.1. Применяют для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями:
- не оснащенных системами нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными (окислительными) системами нейтрализации - двухканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в пересчете на гексан;
- оснащенных трехкомпонентными системами нейтрализации -
четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения
содержания СО, СН, диоксида углерода (СО ) и кислорода (О ).
2 2
Четырехканальные газоанализаторы могут быть также использованы
для проведения измерений на автомобилях, не оснащенных системами
нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными системами
нейтрализации.
Б.1.2. Применяют для измерения содержания:
- СО, СН и СО в отработавших газах - газоанализаторы
2
непрерывного действия, принцип действия которых основан на
инфракрасной спектроскопии;
- О - электрохимический сенсор.
2
Б.1.3. Четырехканальные газоанализаторы, предназначенные для
измерения содержания СО, СН, СО и О , должны соответствовать по
2 2
метрологическим характеристикам приборам классов 0; I или II в
соответствии с классификацией, изложенной в [1]. Двухканальные
газоанализаторы (СО и СН) должны соответствовать приборам класса
II.
Б.1.4. Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.
Б.1.5. Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.

Таблица Б.1

   --------------T--------------------------------------------------¬

¦Класс прибора¦ Диапазон измерений, объемная доля ¦
¦ +-------T------------T---------------T-------------+
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -1 ¦
¦ ¦ СО, % ¦ СО , % ¦ О , % ¦ СН, млн. ¦
¦ ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦
+-------------+-------+------------+---------------+-------------+
¦0; I ¦0 - 5 ¦0 - 16 ¦0 - 21 ¦0 - 2000 ¦
+-------------+-------+------------+---------------+-------------+
¦II ¦0 - 7 ¦0 - 16 ¦0 - 21 ¦0 - 3000 ¦
L-------------+-------+------------+---------------+--------------


Б.1.6. Пределы допускаемой абсолютной (ДЕЛЬТА) или относительной (дельта) погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.

Таблица Б.2

   --------T----------------T---------------------------------------¬

¦ Класс ¦ Погрешность ¦ Пределы допускаемой погрешности <1> ¦
¦ ¦ +--------T---------T---------T----------+
¦ ¦ ¦ СО ¦ СО ¦ О ¦ СН ¦
¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦
+-------+----------------+--------+---------+---------+----------+
¦0 ¦Абсолютная <2> ¦+/- 0,03¦+/- 0,5 ¦+/- 0,1 ¦+/- 10 ¦
¦ +----------------+--------+---------+---------+----------+
¦ ¦Относительная ¦+/- 3% ¦+/- 4% ¦+/- 3% ¦+/- 5% ¦
+-------+----------------+--------+---------+---------+----------+
¦I ¦Абсолютная <2> ¦+/- 0,06¦+/- 0,5 ¦+/- 0,1 ¦+/- 12 ¦
¦ +----------------+--------+---------+---------+----------+
¦ ¦Относительная ¦+/- 4% ¦+/- 4% ¦+/- 4% ¦+/- 5% ¦
+-------+----------------+--------+---------+---------+----------+
¦II ¦Абсолютная <2> ¦+/- 0,2 ¦+/- 1 ¦+/- 0,2 ¦+/- 20 ¦
¦ +----------------+--------+---------+---------+----------+
¦ ¦Относительная ¦+/- 6% ¦+/- 6% ¦+/- 6% ¦+/- 6% ¦
+-------+----------------+--------+---------+---------+----------+
¦ <1> Абсолютная или относительная, что больше. ¦
¦ <2> Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида ¦
¦углерода и кислорода указана в процентах, объемной доли ¦
¦углеводородов - в миллионных долях. ¦
L-----------------------------------------------------------------


Б.1.7. Газоанализаторы должны обеспечивать измерения с
пределами погрешности, указанными в таблице Б.2, при следующих
условиях:
- температура окружающего воздуха - (20 +/- 5) °С;
- относительная влажность воздуха - (65 +/- 15)%;
- атмосферное давление - (101,3 +/- 1,5) кПа;
-15
- напряжение питания - 220 В (---)%.
+10
Б.1.8. Нормы дополнительных погрешностей газоанализаторов, обусловленных изменениями каждой из влияющих величин по Б.1.7, должны быть в пределах, установленных стандартами или техническими условиями на газоанализаторы конкретных типов.
Б.1.9. Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент лямбда по формуле:

Н О
[СО] сv 3,5 сv
[СО ] + ---- + [О ] + (--- х ----------- - ---) ([СО ] + [СО])
2 2 2 4 [СО] 2 2
3,5 + -----
[СО ]
2
лямбда = --------------------------------------------------------------, (1)
Н О
сv сv
(1 + --- - ---) ([СО ] + [СО] + (К [СН]))
4 2 2 1

где:
[СО ], [СО], [О ] - объемная доля диоксида, оксида углерода и
2 2
кислорода соответственно, %;
Н - отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода
сv
в бензине, Н = 1,7261;
сv
О - отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода
сv
в бензине, О = 0,0176;
сv
К - поправочный коэффициент для пересчета содержания
1
углеводородов, измеренного инфракрасным методом, на гексан.
-4
К = 6 х 10 , если сумма углеводородов выражена в объемных долях
1
-1
(млн. ) гексана. Значение К может быть уточнено изготовителем
1
прибора;
[СН] - объемная доля углеводородов в пересчете на гексан,
-1
млн. .
Б.1.10. Время установления выходного сигнала (показаний) не
должно превышать, с:
- 30 - для каналов измерения СО, СО и СН;
2
- 60 - для канала измерения О .
2
Б.1.11. Газоанализаторы должны быть градуированы по
многокомпонентным смесям, содержащим не менее трех компонентов с
указанными ниже диапазонами объемных долей:
- для четырехканальных газоанализаторов:
СО - 0,3% - 5%;
СО - 4% - 16%;
2
-1
СН - 100 - 2000 млн. ;
О - 0,5% - 20,9%;
2
газ-разбавитель - азот или воздух (для смесей, не содержащих
кислород);
- для двухканальных газоанализаторов:
СО - 0,5% - 7%;
СО - 4% - 16%;
2
-1
СН - 100 - 2500 млн. ;
газ-разбавитель - азот или воздух.
Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.
Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.
Б.1.12. Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.
Б.2. Требования к тахометрам
Тахометры должны обеспечивать измерения в двух минимальных
диапазонах частоты вращения коленчатого вала двигателя: от 0 до
-1 -1
1200 мин. и от 0 до 6000 мин. с погрешностью не более +/- 2,5%
верхнего предела измерений.
Б.3. Требования к измерителям температуры масла
Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.





Приложение В
(рекомендуемое)

ЖУРНАЛ ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ
НА СООТВЕТСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

   ------T------T-----T------T-----------------------------------------------------------------------------T----T-----¬

¦Дата ¦Модель¦Реги-¦Комп- ¦ Содержание вредных выбросов в отработавших газах ¦Лич-¦При- ¦
¦изме-¦авто- ¦стра-¦лекта-+-------------------------T-------------------------T-------------------------+ная ¦меча-¦
¦рения¦мобиля¦цион-¦ция ¦ до регулировки ¦ после регулировки ¦ по норме ¦под-¦ние ¦
¦ ¦ ¦ный ¦авто- +---------T---------T-----+---------T---------T-----+---------T---------T-----+пись¦ ¦
¦ ¦ ¦знак ¦мобиля¦ Оксид ¦Углеводо-¦Коэф-¦ Оксид ¦Углеводо-¦Коэф-¦ Оксид ¦Углеводо-¦Коэф-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦углерода ¦роды ¦фици-¦углерода ¦роды ¦фици-¦углерода ¦роды ¦фици-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ент ¦ ¦ ¦ент ¦ ¦ ¦ент ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦лямб-¦ ¦ ¦лямб-¦ ¦ ¦лямб-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦да ¦ ¦ ¦да ¦ ¦ ¦да ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ +----T----+----T----+ +----T----+----T----+ +----T----+----T----+ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦n ¦n ¦n ¦n ¦ ¦n ¦n ¦n ¦n ¦ ¦n ¦n ¦n ¦n ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ мин¦ пов¦ мин¦ пов¦ ¦ мин¦ пов¦ мин¦ пов¦ ¦ мин¦ пов¦ мин¦ пов¦ ¦ ¦ ¦
+-----+------+-----+------+----+----+----+----+-----+----+----+----+----+-----+----+----+----+----+-----+ ¦ ¦
+-----+------+-----+------+----+----+----+----+-----+----+----+----+----+-----+----+----+----+----+-----+ ¦ ¦
+-----+------+-----+------+----+----+----+----+-----+----+----+----+----+-----+----+----+----+----+-----+ ¦ ¦
L-----+------+-----+------+----+----+----+----+-----+----+----+----+----+-----+----+----+----+----+-----+----+------






Приложение Г
(справочное)

БИБЛИОГРАФИЯ

[1] International Standard/Recommendation ISO 3930/OIMLR99, Edition 2000 Instruments for measuring vehicle exhaust emissions


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru